Может ли быть Татьяна Голикова причастна к обходу западных санкций и отмыванию денег, "всплывших" в Португалии?
Как передает корреспондент The Moscow Post, в Европе разгорается скандал, который может дорого обойтись нынешнему вице-премьеру Правительства РФ Татьяне Голиковой - всем известной "Мадам Арбидол", которой неоднократно пытались приписать лоббизм в фармацевтической отрасли.
Как утверждают в Сети, якобы апелляционный суд Португалии рассматривает дело об отмывании денег и обходе санкций, в центре которого оказались экс-замминистра промышленности России Андрей Дементьев, его супруга Маргарита Кислицына и их возможная связь — с семьей Голиковой. Последняя с 2022 года находится в санкционных списках Евросоюза и, формально, не имеет права на владение или контроль над активами на территории ЕС. Но предполагаемые факты, вскрывшиеся в рамках расследования, могут навести на другие мысли.
Утверждается, якобы с 2015 по 2022 год Андрей Дементьев мог перевести на счета в португальском банке BPI около 20 миллионов евро. После начала СВО — ещё 10,75 миллиона долларов, использованных для приобретения дома в Кашкайше (город и морской порт в Португалии). Именно этот, последний перевод более 10 млн долларов после начала спецоперации и введения драконовских санкций якобы привлек внимание португальских силовиков.
Дом был официально оформлен на подругу Дементьева, что позволило избежать прямого попадания в поле зрения санкционеров. Однако прокуроры посчитали, что схема могла быть организована исключительно для маскировки реального владельца и источника происхождения средств.
Судя по всему, окружение Дементьева может контролировать гостиничный бизнес, офшорные фирмы, счета и несколько объектов недвижимости, а сами активы пересекаются с бизнес-интересами Владимира Христенко — сына экс-вице-премьера Виктора Христенко и пасынка Татьяны Голиковой. Будто бы два объекта недвижимости, якобы принадлежащие семье Христенко, расположены в непосредственной близости от активов Дементьева.
В 2014 году бывший замминистра промышленности России Андрей Дементьев стал одним из сооснователей инвестиционной компании Unicorn Capital Partners, созданной совместно с бывшим сенатором и экс-чиновником Минэкономразвития Иваном Осколковым-Тсвинаридзе. Официальной целью Unicorn заявлялись инвестиции в агроиндустрию, фармацевтику и инфраструктуру. Однако, по сути, компания могла стать инструментом системного лоббизма.
По сведениям Forbes (архивная ссылка), впоследствии Unicorn Capital получил долю в офшорной компании "Миррико Ойлфилд Сервис", а также планировал вложения в проекты, связанные с медициной и сельским хозяйством. Именно этот офшормог стать "базой" для дальнейших вложений Дементьева и его предполагаемых партнеров и покровителей в португальские активы. При этом сам Дементьев в интервью признавал, что его команда продолжает работать с госзаказчиками — в частности, с регионами, входящими в федеральные программы.
Причем здесь Голикова и Христенко
Причем здесь госпожа Голикова? Дементьев и его супруга могут быть банальными "кошельками" влиятельной чиновницы в ЕС. Они были связаны на протяжении многих лет. Еще в начале 2000-х они одновременно входили в аппарат правительства. Затем Дементьев стал замом у Виктора Христенко (нынешнего супруга Голиковой) в Минпромторге, курировал фармпром (!), логистику и импортозамещение. Всё это происходило при вероятной лоббистской поддержке Голиковой, которая на тот момент возглавляла Минздравсоцразвития.
Позже, уже в бытность вице-премьером, Голикова могла активно продвигать интересы фармкомпаний, связанных с Виктором Харитониным - ключевым владельцем фармацевтического гиганта "Фармстандарт". Впоследствии в этом же холдинге трудился сын Христенко и пасынок Голиковой Владимир Христенко. И никакой коррупции, никакого конфликта интересов?
Голикова и сейчас в ранге социального вице-премьера курирует все закупки лекарственных препаратов для Минздрава. Крупнейшие поставщики известны - все тот же "Фармстандарт" (объем госконтрактов на июль 2025 года - свыше 805 млрд) и холдинг "Нанолек" (65 млрд).
Последняя крайне интересна тем, что изначально создавалась на бюджетные деньги. Это было дочернее предприятие "Роснано", которая с 2011 по 2014 годы вложило в эту контору свыше 1,2 млрд рублей. Впоследствии госкорпорация вышла из капитала, а структура собственности холдинга оказалась "зашита" в целую серию закрытых паевых инвестиционных фондов.
После выхода "Роснано" и до декабря 2022 года "Нанолек" принадлежала кипрскому офшору Nanolek Holding Limited, президентом которого был уже известный нам пасынок Голиковой Владимир Христенко. Т.е. можно предположить, что деньги, полученные с немалых госконтрактов в России, могли выводиться на Кипр. Предположим и другое: Владимир Христенко мог разорвать связи с компанией лишь номинально, опасаясь санкций. На Западе хорошо знают, из какой он семьи и какое высокое место Татьяна Голикова занимает в российской властной вертикали.
Именно при Татьяне Голиковой "Фармстандарт" и "Нанолек" получили ключевые позиции в государственных закупках вакцин, препаратов и тест-систем. Пасынок Голиковой — Христенко-младший — прямо участвовал в этих процессах, сначала как подчиненный в холдинге Харитонина, а затем — как один из ключевых предполагаемых бенефициаров "Нанолека".
Как утверждают в Сети, якобы бывший замминистра промышленности Андрей Дементьев продолжал участвовать в цепочках поставок фармпродукции даже после формального ухода с госслужбы, используя свою компанию в Португалии как "транзитный центр" для работы с российскими поставщиками. Это могло бы позволить ему обходить санкционные ограничения на трансграничные сделки и сохранять доступ к своим деньгам в ЕС.
Часть сделок по недвижимости и переводы от компаний в пользу Дементьева и его супруги могли совпадать по срокам с крупными российскими госконтрактами в сфере здравоохранения и вакцинопрофилактики. Похоже, несколько объектов недвижимости могли были оформлены через цепочку юридических лиц, связанную с офшорами на Кипре и в Люксембурге. Как пишут в западной прессе, сейчас европейские силовики выясняют, связаны ли деньги с этих переводов с компаниями, работающими с российским государством (явный намек на "Фармстандарт" и "Нанолек").
Более того, на той же улице в Кашкайше, где расположены якобы связанные с Дементьевым виллы, ведется строительство гостиничного комплекса, аффилированного с инвестфондом, в уставе которого могут числиться бывшие партнёры Христенко.
Где российские правоохранители?
Если будет доказано, что средства поступали в Европу в обход санкций через цепочку лиц, связанных с вице-премьером Правительства РФ, для Татьяны Голиковой это может означать конец карьеры российской чиновницы, а не просто репутационные издержки. Особенно если европейские прокуроры продолжат расследование и доберутся до корпоративных структур в Люксембурге, Кипре и Португалии, где уже засветились компании, которые могли входить в контур бизнеса Харитонина, Христенко и лиц, близких к "Нанолек".
Татьяна Голикова много лет строила свою "фармацевтическую вертикаль", через которую проходили десятки миллиардов рублей на закупки лекарств. Её тесные связи с Виктором Христенко и Владимиром Харитониным тоже известны давно. Зато теперь на этот "треугольник" обратили внимание европейские правоохранители — в рамках дела, которое формально связано с бывшим заместителем Христенко в Минпромторге Дементьевым. И для всех причастных ничего хорошего это не сулит.
Вопрос в другом – а где же наши, российские правоохранители и контрольно-надзорные органы, прямо под носом у которых из страны могли выводить десятки и сотни миллионов рублей в интересах бывших и действующих чиновников?