Меню

Регион
кнопка меню закрыть

Закрыть

Регион

К чему приведет большая "чистка" российской системы высшего образования

Эпоха засилья не востребованных на рынке труда юристов, экономистов, психологов и политологов уходит в прошлое. Теперь сотни коммерческих "заборостроительных" университетов больше не смогут зарабатывать на юношах и девушках, чьи родители вознамерились за деньги снабдить чадо заветными "корочками" диплома о высшем образовании. А тем, кто уже успел пару лет повести на какой-нибудь "кафедре навешивания калиток", стоит срочно задуматься о смене вуза и будущей профессии.

Автор:

Эпоха засилья не востребованных на рынке труда юристов, экономистов, психологов и политологов уходит в прошлое. Теперь сотни коммерческих "заборостроительных" университетов больше не смогут зарабатывать на юношах и девушках, чьи родители вознамерились за деньги снабдить чадо заветными "корочками" диплома о высшем образовании. А тем, кто уже успел пару лет повести на какой-нибудь "кафедре навешивания калиток", стоит срочно задуматься о смене вуза и будущей профессии.

Избыток обладателей разных "красивых" специальностей стал заметен вскоре после распада СССР. В советское время в институтах и университетах было ограниченное количество мест. Все они были "бюджетными", так как высшее образование, за редким исключением, считалось бесплатным. На этой почве в советской системе высшего образования буйно цвела коррупция? Возможно, состоятельные матери и отцы абитуриентов не жалели денег на "подарки". Престиж "вышки" играл здесь не первую роль. Студентов не брали армию, а добровольно отправить родное дитя в суровую "школу жизни" хотели единицы.

Всё изменил рынок. Прежде всего, в России разрешили коммерческое (платное) образование. В придачу, закон позволил состоятельным гражданам учреждать коммерческие (частные) вузы. Два этих обстоятельства до неузнаваемости изменили некогда одну из лучших на планете концепций подготовки специалистов. Так, практически все российские институты срочно переименовались в университеты и академии: звучит солиднее, и денег со студентов можно брать больше. К тому же, для того, чтобы так изменить название, сугубо техническому институту было достаточно ввести в учебную программу несколько гуманитарных наук вроде этики и конфликтологии.

У частных (коммерческих) заведений таких проблем не было. Они изначально учреждались с максимально пафосным названием и модными предметами. К примеру, в учебной программе Международной ветеринарной академии изначально присутствовал набор гуманитарных наук, а в структуре – соответствующий факультет.

Зачастую, коммерческие университеты и академии в начале 90-х выглядели довольно убого. Зато брали туда всех. Практически не было отбора и на коммерческие места государственных вузов. Выпускники факультета истории, политологии и права РГГУ до сих пор вспоминают, как один студент-"платник", проучившись в середине 90-х один семестр, поинтересовался у сокурсников, когда им будут читать лекции про динозавров. Оказывается, в приёмную комиссию он прислал свою пожилую маму. А та, по малограмотности, записала сына не на палеонтологию (там такая была), а на политологию.

По сути, прием на коммерческие места в государственные вузы, а особенно – в частные, стали "узаконенной взяткой" за диплом о высшем образовании? Последствия не заставили себя ждать. Как учил друг Карла Маркса Фридрих Энгельс, количество перешло в качество. Каждый год сотни российских вузов выпускали тысячи недоученных "юристов", "экономистов" и "психологов". Учреждениям и предприятиям, естественно, такие кадры были не нужны. В результате, помыкавшись по предприятиям, такие "платные" специалисты пополняли армию кассиров в сетевых магазинах, или курьеров.

Государству такая система высшего образования обходится недешево. Юноши и девушки, вместо того, чтобы получать востребованную техническую специальность, пять лет изображают учебу, получая в конце дорогостоящего курса никчемный диплом очередного "заборостроительного" университета. С такими "корочками" можно устроится разве что на низшие позиции в предприятиях сферы обслуживания. Тем временем, в стране нарастает настоящий кадровый голод. Российским предприятиям отчаянно нуждаются в инженерах, технологах, проектировщиках. Вместо них университеты и академии выпускают искусствоведов и культурологов.

Процесс обесценивания высшего образования, сопряженный с выкачиванием денег из родителей студентов, решил остановить российский Минтруд. Ведомство впервые ранжировало вузы в соответствии с трудоустройством и зарплатой выпускников. То есть, проще говоря, эксперты Минтруда поставили оценку уровня вуза в зависимость от востребованности его выпускников.

На днях Минтруд впервые опубликовал рейтинги трудоустройства выпускников колледжей и вузов. Как настаивают в ведомстве, рейтинг – это не интегральная оценка образовательных организаций. Он учитывает только два показателя: долю трудоустроившихся выпускников очного обучения на второй год после выпуска. А также данные о среднемесячной медианной зарплате за тот же второй год после получения диплома. Данные для рейтинга о численности, специальностях, формах обучения выпускников поступают из Рособрнадзора, а о размере их заработной платы – из Социального фонда.

Из рейтинга видно, что высокий уровень образования и хорошие шансы на трудоустройство имеют не только выпускники московских и петербургских вузов. Гарантированное рабочее место и хорошая заработная плата ждет обладателей дипломов многих региональных вузов.

Во многом, это можно объяснить более тесными связями с работодателями. К тому же, в регионах программы обучения хорошо подстроены под реальные запросы рынка.

С позицией Минтруда согласны руководители Минобрнауки. Как заявили представители ведомства, с 1 сентября вузы обяжут сократить количество платных мест по маловостребованным на рынке труда направлениям. Государственная Дума в первом чтении тоже одобрила ограничения на платный прием в вузы. В результате, полагают эксперты, общее качество высшего образования заметно улучшится.

Правда, преподаватели предупреждают, что уменьшение количество платных мест означает сокращение бюджета вуза. К тому же, закон может привести к повышению стоимости обучения и перетоку части юристов и экономистов в колледжи. То есть, на рынке труда по прежнему будет много недоучек "модной" специальности. Только теперь они за деньги получат диплом не университета или академии, а заведения под названием "колледж".

Есть еще одно крайне неприятное последствие сокращения числа платных мест в вузах. Это – практически неизбежный взлет коррупции. Некоторые состоятельные родители, равно как их выросшие абитуриенты не считают степень востребованности выпускников того или иного вуза важным показателем. Они просто не обращают на него внимания. Главное для "денежных" абитуриентов – это престиж облюбованной специальности. Скажем, диплом чрезвычайно востребованного на рынке труда, и хорошо оплачиваемого инженера-химика такие люди считают свидетельством неудачника. Зато они чрезвычайно высоко оценивают диплом юриста или психолога. В тот факт, что правовед, закончивший какую-нибудь аграрную академию, никогда не найдет работы по специальности, состоятельный "платник" не верит.

Как следствие, вчерашнего школьного троечника, при сокращении платных мест в вузах, родители всеми правдами и неправдами будут "пропихивать" на "бюджет". Причем, для того, чтобы учится на модную, но никому не нужную специальность, семья такого абитуриента отдаст последнее. В результате, заплатив огромную сумму за "бесплатную" учебу, студент будет мешать всей группе, снижая тем самым качество образования. А заодно, сводя к минимуму эффект начавшейся реформы.