Меню

Регион
кнопка меню закрыть

Закрыть

Регион

Хуснуллин ставит на Текслера: коррупция – не помеха?

Алексей Текслер сумел заручиться поддержкой федерального центра, несмотря на серию коррупционных дел в отношении представителей своей команды.

Автор:

Алексей Текслер сумел заручиться поддержкой федерального центра, несмотря на серию коррупционных дел в отношении представителей своей команды.

Накануне зампред Правительства РФ Марат Хуснуллин, который отвечает за весь строительный блок страны, провел примечательную встречу - с губернатором Челябинской области Алексеем Текслером. Во время нее чиновники обсудили масштабную программу развития инфраструктуры региона, включая создание метротрамвая и ремонт свыше 240 км. дорог. А примечательна она, что прошла на фоне масштабных антикоррупционных дел, возбужденных в последние месяцы на представителей управленческой команды господина Текслера.

Учитывая это, можно говорить, что Алексей Текслер сохранил расположение федерального центра, несмотря на все проблемы и скандалы. А они более, чем серьезные - под следствием находятся ключевые функционеры транспортного блока. Кто будет осваивать миллиарды, выделенные из федерального бюджета?

Подробности - в материале корреспондента The Moscow Post.

На встрече Алексей Текслер, как и подобает профессиональному чиновнику, говорил лишь об успехах, замалчивая реальные проблемы отрасли. Обсуждалось не только дорожное, но и другое строительство - в частности, масштабная программа расселения ветхого и аварийного жилья. Это один из немногих реальных успехов текслеровской команды за последние годы - область полностью выполнила программу переселения, новые квартиры получили почти 18 тыс. человек.

Коррупционная вакханалия

А вот с дорожным строительством ситуация иная. В феврале силовики задержали министра строительства Челябинской области Андрея Нечаева. По версии следствия, Нечаев в 2015-2019 годах, т.е. еще при губернаторе Борисе Дубровском и уже при Алексее Текслере, вместе с экс-министром Дмитрием Микуликом и тремя представителями коммерческих организаций похитил почти 3 млрд рублей при заключении контрактов по ремонту дорог. Ранее под следствие попали указанный Микулик, директор ООО "Технопарк" Александр Зырянов и бизнесмен Константин Зарипов.

Впоследствии силовики задержали бывших подчиненных Нечаева - первого замначальника правового управления министерства дорожного хозяйства Станислава Куликова, его предшественника Алексея Палюту, замначальника управления Ирину Клементьеву, и экс-директора ЗАО "Южуралавтобан" Константина Жаботинского.

По версии следствия, Нечаев в 2015-2019 годах, т.е. еще при губернаторе Борисе Дубровском и уже при Алексее Текслере, вместе с экс-министром Дмитрием Микуликом и тремя представителями коммерческих организаций похитил почти 3 млрд рублей при заключении контрактов по ремонту дорог. Ранее под следствие попали указанный Микулик, директор ООО "Технопарк" Александр Зырянов и бизнесмен Константин Зарипов.

Нового тут то, что ранее в материалах не звучало название "Южуралавтобана". А ведь в прошлом она была одной из крупнейших дорожно-строительных компаний Южного Урала. Согласно данным сервиса Rusprofile, общая сумма соглашений, заключенных с государственными структурами, превышает 22 млрд рублей. На первом месте как раз Министерство Дорожного Хозяйства и Транспорта Челябинской области - 6,5 млрд рублей. На втором - Комитет Дорожного Хозяйства Города Челябинска, 6,3 млрд рублей, на третьем - Министерство Строительства и Инфраструктуры Челябинской области с суммой 5,6 млрд рублей.

Этому масштабному делу предшествовало другое: в декабре 2024 года по обвинению в злоупотреблении полномочиями был арестован первый заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Станислав Харченко - правая рука господина Нечаева. Инсайдеры предполагают, что именно его показания могли помочь следствию выйти непосредственно на министра.

Как установило следствие, речь идет о двух крупных эпизодах: Капитальный ремонт подъездной дороги к селу Джабык, изрядно пострадавшему от лесных пожаров. Контракт на сумму почти 479 млн рублей достался "УралДорСтрою", принадлежащему Нверу Колозяну, впоследствии обвиненному в даче взятки.

В сентябре 2024 года Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении бывшего начальника отдела технического надзора ОГКУ "Челябинскавтодор". Он получил минимум 600 тысяч рублей от подрядчика в обмен на безусловную приемку ремонта дороги Кунашак–Усть-Багаряк в 2022–2023 годах. В феврале 2025 года дело дошло до Калининского райсуда Челябинска, где должно было рассматриваться уголовное дело бывшего и. о. председателя комитета дорожного хозяйства Челябинска Дмитрия Шиляева. В период с июня по сентябрь 2022 года он, по данным следствия, получил 30 тысяч рублей от подрядчика "УралДорСтрой" за сокрытие дефектов в ходе ремонта участка Западного шоссе. В ответ подписывались акты без предписаний об устранении недостатков, а на имущество Шиляева наложен арест.

В январе 2025 года Главконтроль Челябинской области опубликовал результаты аудита т.н. "дорожного рывка" губернатора Текслера: из 695 млн рублей бюджетных расходов, 563 млн не подлежат оплате — работы либо не выполнены, либо не соответствуют ГОСТам. Среди упомянутых подрядчиков — не только уже известный нам "УралДорСтрой", но и "Нижавтодорстрой", ОГКУ "ЮУЦДИИ" и другие "мажорные" структуры, которые давно и плотно сидят на челябинских госконтрактах.

Харченко и Нечаев "сдадут" Текслера?

Соль же в том, что бывшего замминистра Станислава Харченко называют "доверенным лицом" губернатора Текслера и ключевым актором в реализации дорожных национальных проектов. Политологи считают, если он даст показания по сделке с Колозяном, процесс вызовет волну новых расследований среди ближайшего окружения губернатора.

Таким образом, в сухом остатке мы получаем исключительно коррумпированную отрасль, едва ли не все недавнее руководство которой оказалось под следствием по обвинению в различных коррупционных преступлениях. Кроме того, в ситуации оказались замешаны крупнейшие подрядчики региона и его столицы Челябинска. На этом фоне господин Текслер получает добро и бюджетные миллиарды (в рамках того же нацпроекта "Безопасные и качественные дороги", но не только), так, как будто ничего не произошло.

Хотелось бы знать у господина Хуснуллина и других представителей строительного блока страны, как они оценивают состояние дорожной отрасли Челябинской области и управленческие таланты лично господина Текслера, допустившего коррупционную вакханалию в своем ближайшем окружении? И не стоит ли для начала удостоверится, что бюджетные деньги пойдут куда надо, а не станут очередным объектом для распила со стороны чиновников команды периода еще Дубровского, и даже времен Михаила Юревича (который и "подтянул" бывшего министра Нечаева до высоких должностей), "пригретых" сердобольным бессребреником Текслером?

Как бы не получилось так, что реализацией масштабных проектов, которые Хуснуллин доверил Текслеру, не занялся уже совсем другой глава региона…