Волна антикоррупционных дел по хищениям на фортификациях добралась до Брянской области. Александр Богомаз - неприкасаемый "прифронтовой" губернатор или глава коррупционной системы, в которой растворились миллиарды бюджетных рублей?
Как передает корреспондент The Moscow Post, в Брянской области проходят масштабные следственные мероприятия, связанные с предполагаемым хищением средств, выделенных на возведение оборонных сооружений. Вчера силовики задержали вице-губернатора региона Николая Симоненко. Ему предъявлено обвинение в злоупотреблении полномочиями при строительстве фортификаций.
Именно Симоненко курировал установку в приграничье бетонных противотанковых надолбов (т. н. "зубы дракона"), строительство опорных пунктов, убежищ и прочего. Предварительный ущерб от деятельности Симоненко оценивается в 800–900 млн рублей — сейчас прокуратура пытается взыскать эти средства через суд.
Скандал в том, что Симоненко — правая рука губернатора региона Александра Богомаза, команда которого считалась чуть ли не "неприкосновенной" на фоне того, что Брянская область — прифронтовой регион, который переживает регулярные обстрелы ВСУ. Но ведь это только усугубляет ситуацию, особенно на фоне антикоррупционного кейса в Курской области. Многие считают, что на первых порах курской операции ВСУ противнику сопутствовал ограниченный успех якобы именно потому, что на границе не было серьезных укреплений — все разворовали.
Еще более интересно то, что менее чем через два месяца, в сентябре 2025 года, у губернатора региона Александра Богомаза должны состояться перевыборы. После ареста Симоненко и скандала с фортификациями фон для них крайне неблагоприятный. Как утверждают в Сети, якобы уголовные дела против людей из команды Богомаза за такое малое время до выборов говорят о том, что в Кремле решили не оказывать Богомазу серьезной поддержки на выборах. А ведь у Симоненко может развязаться язык. Что будет, если у силовиков появятся вопросы к губернатору?
Усугубить ситуацию мог и сам Богомаз. Осенью 2024 года, на фоне вторжения ВСУ в Курскую область, он заявил о том, что на границе возведены сотни километров заградительных сооружений, и щедро осыпал благодарностями подрядчиков работ. Среди них — "Брянскавтодор", "Брянскагропромдорстрой", "Дорстрой 32", "Мостремстрой", "Дорожник", "Свеньагродорстрой", "Клинцыагродорстрой" и прочие. Не исключено, что кто-то из этого списка уже мог заинтересовать силовиков.
Именно Николай Симоненко курировал эти работы. А вот непосредственным заказчиком выступало Управление капитального строительства Брянской области, которое возглавляет еще один верный "оруженосец" губернатора Богомаза — Евгений Жура. У него тоже прошли обыски, он задержан. Как и Симоненко, ему предъявлены обвинения в злоупотреблении должностными полномочиями.
Надо полагать, на Симоненко и Журу вышли не сразу. Было возбуждено еще одно уголовное дело — о мошенничестве. В его рамках по ходатайству местного УМВД суд арестовал 21 млн руб. на счетах ООО "Водоканал Дубровский" предпринимательницы Светланы Афанасьевой. Версии следствия и размер ущерба в судебном решении не раскрывались, но известно, что "Водоканал Дубровский" — один из крупных строительных подрядчиков властей Брянской области, который также мог участвовать в возведении фортификаций.
Ранее ходили слухи, якобы Светлана Афанасьева могла быть задержана. Официально эту информацию никто не подтверждал. Однако, по словам инсайдеров, если к Афанасьевой возникли какие-то претензии, она и могла дать показания и на Журу, и на Симоненко.
Помимо этого, ООО "Водоканал Дубровский", а также еще два десятка компаний и лиц, фигурирует в качестве ответчика по иску брянской прокуратуры о взыскании сотен миллионов рублей, которые могли быть получены по контрактам на возведение укреплений. Примечательно, что третьим лицом в иске указано Минобороны. Разумеется, подробности не раскрываются, а контракты на строительство фортификаций в открытом доступе не представлены — по понятным причинам.
В том же списке ответчиков и компания "Дорстрой 32", которую так сильно хвалил губернатор Богомаз. С нее силовики требуют серьезную сумму — более 903 млн 332 рублей необоснованно выплаченного аванса, и еще 11 млн рублей процентов, полученных за незаконное пользование чужими денежными средствами. Еще раз, миллиард — это только аванс!
Деньги — "проверенным" подрядчикам
Давайте разберем эту и другие несколько организаций, которые с попустительства местных чиновников могли хорошо нажиться на "укреплении" границы.
"Дорстрой 32" — одна из крупнейших дорожно-строительных компаний Брянской области, зарегистрирована в 2009 году. Генеральным директором числится Игорь Александрович Сычёв, которому принадлежит 100% долей в уставном капитале. Фирма традиционно считалась близкой к региональной администрации, регулярно получая крупные госконтракты от УКС и департамента транспорта области.
С 2020 по 2024 годы "Дорстрой 32" заключил госконтрактов на сумму свыше 5,4 млрд рублей. Основные направления — строительство и ремонт дорог, обустройство подъездных путей, участие в нацпроекте "Безопасные и качественные дороги". С 2022 года объем контрактов компании резко вырос, и связано это, судя по всему, как раз с подрядами на возведение фортификаций.
Как говорилось, сейчас прокуратура Брянской области требует от "Дорстрой 32" вернуть в бюджет более 900 млн рублей, которые, по мнению силовиков, были необоснованно выплачены и не подтверждены выполненными работами. Отметим, что по итогам 2023 года выручка "Дорстрой 32" составила рекордные для него 1,8 млрд рублей. А вот к началу 2025 года практически пропала — с чем бы это могло быть связано?
Что касается ООО "Водоканал Дубровский", компания зарегистрирована в 2012 году в посёлке Дубровка Брянской области. Генеральным директором и учредителем числится Светлана Николаевна Афанасьева — предприниматель с серьезными позициями в строительном и коммунальном секторе региона. Основной вид деятельности — строительство инженерных коммуникаций, включая водопровод, канализацию и дренажные системы. Однако с 2022 года, как следует из базы госзакупок, "Водоканал Дубровский" начал активно участвовать в строительных подрядах, связанных с государственными контрактами, в том числе закрытого характера.
С 2022 по 2024 годы компания получила более 1,3 млрд рублей по государственным и муниципальным контрактам. Большинство этих договоров — с Управлением капитального строительства Брянской области, включая объекты, на которых устанавливались противотанковые надолбы, бетонные укрытия и другие оборонительные элементы.
По итогам 2023 года выручка "Водоканала Дубровский" превышала 600 млн рублей, а чистая прибыль — около 12 млн. Однако после начала уголовных разбирательств активность компании резко снизилась: сейчас контракты не продляются, работы не ведутся, а на счета наложены обеспечительные меры в рамках судебных разбирательств с прокуратурой.
Сколько украли на укреплениях под Брянском?
Суммарный объём средств, направленных из федерального и регионального бюджетов на укрепление границы в Брянской области с 2022 по 2025 годы, оценивается в 18–20 млрд рублей. Эти данные неофициальны, поскольку значительная часть контрактов закрыта или проводится по линии Минобороны, но источники в надзорных структурах называют именно эту сумму.
Из них, по предварительным оценкам, более 3,2 млрд рублей могли быть похищены или потрачены не по назначению. Помимо вышеназванных компаний осваивать средства на возведение фортификаций могли "Брянскавтодор", "Дорожник" и "Свеньагродорстрой". Практически все они были крупными подрядчиками властей Брянской области и ранее.
Как говорилось, "брянский кейс" — продолжение масштабной антикоррупционной кампании по хищениям на возведении укреплений. Как известно, в Курской области по обвинению в хищении средств, выделенных на оборонные укрепления, арестован бывший замгубернатора Алексей Смирнов. Там ущерб оценивается в 1,2 млрд рублей. Силовики прямо указывали на фиктивно проведенные работы, отсутствие материалов и завышенные сметы.
Аналогичный кейс сейчас раскручивается в Белгородской области, где под следствием оказался вице-губернатор Рустэм Зайнуллин. Его обвиняют в махинациях с укреплениями, стоимость которых якобы была существенно завышена. Там же под следствием оказались чиновники УКС и директоры подрядных организаций.
Брянск — логичное продолжение этой "зачистки" от коррупционеров. Но для Богомаза это еще более серьезная проблема, чем была для покойного Старовойта или нынешнего главы Белгорода Гладкова, потому что у него на носу выборы. На фоне ареста ближайших соратников и масштабных претензий силовиков к подрядчикам его администрации, говорить о какой-либо централизованной поддержке со стороны Москвы становится всё сложнее.
Если же Симоненко и Жура пойдут на сотрудничество со следствием, показания могут привести следователей прямиком в кабинет губернатора Богомаза. Значит ли это, что вскоре его фамилия появится не в избирательном бюллетене, а в сводке оперативных мероприятий ФСБ?
-
Железнодорожное движение восстановлено на участке с обрушившимся мостом в Брянской области
-
При атаке украинских дронов в Брянской области пострадали два жилых дома
-
В Брянске в результате массированной атаки погиб мирный житель
-
Мирный житель погиб во время атаки украинских боевиков по Брянской области
-
Кольцо коррупции сужается вокруг губернатора Богомаза
-
Культура коррупции при Александре Богомазе