Меню

Регион
кнопка меню закрыть

Закрыть

Регион

Вероятный сценарий столкновения Китая и США: возможности для России

Россия, которая на интуитивном уровне остается сухопутной державой, привыкла понимать под санкциями финансовые неудобства, и, для отдельных персон, ограничения на посещение пляжей в Ницце. Однако геоэкономическое противостояние не ограничено порогами банков и доступностью куршевелей – оно лишь в малой степени деньги. 

Автор:

Россия, которая на интуитивном уровне остается сухопутной державой, привыкла понимать под санкциями финансовые неудобства, и, для отдельных персон, ограничения на посещение пляжей в Ницце. Однако геоэкономическое противостояние не ограничено порогами банков и доступностью куршевелей – оно лишь в малой степени деньги. 

Согласно прогнозам экспертов, в ближайшие годы главным фактором нестабильности станет международный морской транспорт.

Агентство "Евразийские стратегии" МГИМО опубликовало доклад с анализом возможного развития конфликта интересов Китая и Соединенных Штатов. Аналитики исходят из предположения, что противостояние не перейдет в "горячую фазу" войны двух сверхдержав. Однако США, по итогам, возможно, сумеют организовать морскую блокаду КНР.

Уже очевидно, что военные и экономические приоритеты США смещаются в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. Это обстоятельство способно перекроить всю расстановку сил на глобальной шахматной доске. Европе уже нечего предложить Америке, чтобы удержать ее внимание. Украинский кризис для новой администрации Белого дома просто досадный конфликт "в тылу". Старый Свет демонстрирует слабый экономический рост, либо даже стагнацию, в то время как страны Восточной и Юго-Восточной Азии сохраняют высокие темпы развития — на уровне 3–6 процентов ВВП в год.

Так что поход американских ковбоев за границы прерий Дикого Запада, через Тихий океан к берегам Китая – это не одномоментный всплеск внимания к региону. Сдерживание и отбрасывание Китая в ХХ век – вот подлинно долгосрочный курс внешнеполитической стратегии Вашингтона. В настоящий момент в Азиатско-Тихоокеанском регионе развернуты две трети всего боевого состава кораблей ВМС США. Пентагон активно реанимирует заброшенную со времен Второй мировой войны инфраструктуру "второй островной дуги". На островах Гуам и Палау восстанавливаются аэродромы и глубоководные порты для грядущего противостояния с Китаем.

Соединенные Штаты рассматривают Китай как стратегического конкурента, который удобно устроился в ключевом регионе мира и потому способен перехватить у США мировое первенство. В новой экономической реальности Штаты оказались слегка на задворках: ежегодно в районе Южно-Китайского моря перевозится товаров на 5 трлн долларов и проходит до 25 процентов мирового морского грузооборота. При этом, через достаточно узкий Малаккский пролив идет почти 2/3 китайской торговли и перевозят 80 процентов нефти, поступающей в Китай. Это стратегически уязвимое место дает Соединенным Штатам шанс затянуть экономическую "удавку" на шее у Пекина. Пока США действуют осторожно, временами провоцируя Пекин на агрессивные действия с целью отпугнуть от него соседей и союзников.

Ни Китай, ни США сегодня не дозрели до военного столкновения. Однако любая решительная эскалации, включая вооруженный конфликт с Тайванем, могут привести к нарушению логистики и полному хаосу в АТР. Кризис вокруг Тайваня заключает в себе угрозу глобальной рецессии, сопоставимой с финансовыми кризисами начала XXI века. На Тайване локализовано около 60 процентов мирового производства микросхем и свыше 90 процентов высокотехнологичных чипов. Они незаменимы в автомобилестроении, медицинской технике и оборонной промышленности. По скромным прогнозам, даже локальные военные действия в Азиатско-Тихоокеанском регионе приведут к обрушению мирового ВВП на 5–10 процентов, вызвав цепную реакцию сбоев производственно-сбытовых цепочек в ключевых отраслях промышленности на всех континентах.

В данный момент США избегают открытого конфликта и рассчитывают неспешно измотать КНР с помощью "гибридной" тактики непрерывного напряжения на морских границах. Такая тактика включает в себя досмотры "подозрительных судов", патрулирование нейтральных вод полуавтономными катерами с ракетным вооружением, или БЭКами, частые военно-морские учения. Все это, разумеется, под соусом обеспечения безопасности судоходства в регионе. Также, вероятно, будут проводится кибератаки на порты и гражданские суда, саботаж в портах и диверсионные операции под "ложным флагом". Зависимость Китая от морской торговли — его стратегическая уязвимость. Нет сомнений, что Соединенные Штаты воспользуются этим фактором максимально эффективно в своих интересах.

Россия, которая оказалась втянутой в воронку американо-китайского противостояния, должна подготовиться к известным рискам. Ведь и российский экспорт ресурсов в Азию в основном обеспечивается морскими маршрутами, а потому уязвим в случае потенциального вооруженного конфликта, или морской блокады региона. Свыше 50 процентов российского экспорта нефти, угля, зерна и металлов в Азиатско-Тихоокеанский регион поставляется морским транспортом. После январских санкций США фрахт ESPO-танкеров для Китая вырос до 6–7,5 млн долларов за один рейс. Даже незначительные сбои в логистике, или рост страховых ставок, могут привести к потере рентабельности. Рыночные механизмы под угрозой и России должна предпринять срочные действия для обеспечения стабильности экономики.

В этом месте интересы РФ и Китая абсолютно совпадают. В случае масштабных проблем в Малаккском проливе, или акватории Южно-Китайского моря в целом, КНР начнет лихорадочно искать альтернативные торговые маршруты. Но сухопутных маршрутов из Китая, сравнимых по пропускной способности с морскими, в данный момент нет. Вся Евразия в 2024 году пропустила железнодорожным и автомобильным транспортом не более трех процентов китайского контейнерного потока. А сухопутный контейнерный оборот России и КНР составил всего 0,7 млн TEU.

В совокупности, действующие в Евразии железнодорожные маршруты имеют критически низкую пропускную способность: не более 2 млн ДФЭ в год. Для России сейчас более чем актуально, в качестве превентивной меры, бросить силы и средства на активное расширение сухопутных путей, связывающих страну с Китаем и другими государствами Восточной и Юго-Восточной Азии. Без масштабных инвестиций в 2025–2030 годах, железнодорожный транспорт не сможет купировать угрозы судоходству, если таковое будет блокировано США.

Сейчас для России самое интересное время крупных рисков и больших возможностей. Нажим Соединенных Штатов на Китай, как показала, в частности, "тарифная война", подогревает интерес КНР к российской энергетике, продовольствию, транспортным маршрутам и природным ресурсам. Доля национальных валют в расчетах между Россией и Китаем уже превышает 95 процентов, а риски блокировки SWIFT полностью скомпроментировали западную финансовую архитектуру.

Но новый мировой порядок требует от России участия в формирования альтернативных логистических, экономических и политических связей, значительных инвестиций в инфраструктуру, что позволит избежать зависимости от причуд американо-китайского противостояния. Переход на расчеты в национальных валютах и интеграция с азиатскими финансовыми платформами — новая геоэкономическая реальность для РФ. Однако страна должна не только адаптироваться, но и действовать проактивно, иначе окажется под тяжелым прессом двух держав, что может негативно сказаться на ее благосостоянии, суверенитете и национальной безопасности.