Девять лет назад один весьма высокопоставленный чиновник всерьез посоветовал учителям не протестовать по поводу низкой зарплаты. Быть учителем или преподавателем, это призвание, заявил он. И дал ценную рекомендацию: "…если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес". Как вскоре выяснилось, учителя прекрасно поняли мудрого, но циничного премьер-министра. Как говорится, они "проголосовали ногами".
Сейчас в нашей стране настолько не хватает педагогов, что Минпросвещения России запустило горячую линию, которая позволит директорам школ быстрее находить учителей в свои образовательные учреждения. Правда, эксперты предупреждают, что толку от этого начинания будет немного. Всё просто: даже найдя учителя, директор школы вряд и сможет ему предложить приемлемую зарплату и условия труда.
Число учителей в России падает пятый год подряд. Как отметил спикер Государственной Думы Вячеслав Володин, сославшись на данные Счетной палаты, сейчас в нашей стране не хватает около 30% учителей. По данным Минпросвещения, число педагогов в системе начального и среднего образования сокращается с 2020 года. В профсоюзе "Учитель" считают, что дефицит учительских кадров может достигать сотен тысяч человек.
Причина такого положения секрета не представляет. Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко возмутилась бедственным материальным положением педагогов. "Зарплата молодого учителя – не просто не конкурентная, на нее невозможно содержать семью. В больших городах зарплата разносчика пиццы – 130 тысяч, а у молодого учителя – плюс-минус 25 тысяч", заметила она.
По словам председателя профсоюза "Учитель", руководители школ прекрасно это знают. При этом они ничего не могут сделать с нищетой преподавателей. Несмотря на многочисленные заявления и указы, реальный доход учителей не повышается или повышается незначительно. В результате, для того, чтобы "помочь материально" учителю его пытаются "нагрузить" еще большим количеством часов.
Понятно, что таким образом учителям приходится работать с огромным напряжением. Чтобы выжить, преподаватель физики или математики вынужден брать две-три ставки. То есть, работать за двоих или даже за троих, объясняет председатель профсоюза "Учитель". По его словам, не так давно нагрузка в полторы ставки считалась высокой. Сейчас при устройстве на работу в московский регион учителю сходу предлагают нагрузку в две ставки плюс классное руководство. И это в столице, где зарплаты школьных преподавателей считаются очень "приличными".
В условиях постоянной нехватки учителей, школы "выкручиваются", как могут. В сельских учебных заведениях это напоминает театральный "капустник", где один и тот же человек играет несколько разных ролей. Чаще всего, обязанности отсутствующего учителя выполняют другие педагоги, зачастую совсем другой специальности. К примеру, учителю математики в сельских школах могут поручить вести, помимо своего предмета, физику, географию, а также химию с биологией.
Больше других, в региональных школах не хватает преподавателей иностранных языков. "Расклад" здесь простой: освоив, к примеру, английский, такой специалист легко найдёт себе должность в коммерческих структурах. Тем временем, к примеру, преподавателя географии в лучшем случае возьмут на малоквалифицированную офисную работу. К тому же, в школе преподавателя иностранного языка просто некому заменить.
Фактическим, в маленьких городах и в сёлах школы держатся на преподавателях предпенсионного возраста, которые, к сожалению, привыкли мириться с маленькой зарплатой. Вот только, когда пожилой учитель уходит на пенсию, найти ему замену просто невозможно. В стране, похоже, не осталось выпускников педагогических вузов, готовых переехать их города в село, и работать с огромными нагрузками за нищенскую зарплату.
Идея принудительно распределять выпускников в сельские школы, как это было в СССР, провалилась на стадии обсуждения. Прежде всего, в соответствии с действующим законодательном, никто не имеет права заставить молодого специалиста "отрабатывать" свой диплом. К тому же, выпускники пединститутов вообще не идут работать по специальности. Даже если отдельные романтики становятся учителями, то очень быстро увольняются, потому что тяжелые условия труда, низкая зарплата и высокая нагрузка.
Про обстановку в школах надо сказать отдельно. В регионах большая часть школьных зданий давно не ремонтировались. Линолеум на полах давно износился, стены и двери облупились. По причине ветхой системы отопления, в них холодно. Если со школьной мебелью в последнее время большинство проблем уладили, то современного оборудования и пособий в школах по-прежнему недостает. К тому же, всеобщее безденежье вгоняет людей в стресс. Поэтому педагогический коллектив зачастую напоминает классическую "банку с пауками".
Нельзя сказать, чтобы чиновники не пытались исправить положение с учительской нищетой. Судя по отчётам Минобразования и Минфина, средние зарплаты в школах постоянно растут. Более того, осенью прошлого года Конституционный суд постановил, что основная часть зарплаты должна быть "дотянута" до МРОТ, и туда не надо сваливать всю учительскую перегрузку. В результате, в сентябре 2024 года учителям добавили 25% к окладу. Правда, на общей сумме это практически не отразилось.
Зарплата складывается из небольшого оклада, огромного перегруза, и так называемых компенсационных выплат. Платят за проверку тетрадей, за заведование кабинетами, за классное руководство.
Причем, размер этих доплат зависит от школы и региональной власти.
В Москве или Санкт-Петербурге стимулирующие выплаты могут составить весьма приличную сумму. Сельские учителя, зачастую, "довольны" и копейкам. Бывает так, что стимулирующих выплат преподаватели не получают вообще. Сам фонд наверняка есть, но учителям там ничего практически не достается. В результате, учителя жалуются, что приходится бесплатно проводить консультации, например подготовку к экзаменам, хотя все это должно оплачиваться из стимулирующего фонда.
Если верить статистике, официальная средняя зарплата российского учителя в 2024 году составила 71,4 тысячи рублей. Насколько это похоже на правду, учитывая информацию, которую профсоюз "Учитель" получает из регионов? Если сложить зарплату учителей Московской области и Москвы, регионов Крайнего Севера и, примеру, Республику Марий Эл, то получится типичная "средняя температура по больнице". Существует огромный разрыв между зарплатами богатых регионов и столицы и зарплатами дотационных регионов.
В одном из своих интервью глава профсоюза "Учитель" рассказал типичную историю. Однажды молодая выпускница педагогического вуза получила зарплату и заплакала. По её словам, она работала в две смены, чтобы получить 20 тысяч. "Я столько училась, я так старалась, чтобы иметь вот такие деньги", сказала она. Молодая учительница пришла работать в школу. Долго ли она там сможет остаться?
Как сообщил глава Минпросвещения Сергей Кравцов, сейчас разрабатывается новая система оплаты труда, и в трех регионах с 1 сентября она будет апробирована. Теперь, согласно новой системе, 70% зарплаты будет выплачиваться в качестве базовой части, а 30% составят стимулирующие выплаты, которые могут устанавливаться школой.
Вероятно, что этот экспериментальный порядок немного улучшит положение российских учителей. Но ждать от неё чуда не стоит. Как говорит глава профсоюза "Учитель", должна поменяться в целом вся образовательная политика. Дело действительно не только в деньгах, но без денег этого сделать нельзя. В педагогические вузы должны идти лучшие, а не по принципу "никуда не поступил, пойду в пед". При этом уважение к учительской профессии должно быть не только на словах.