Меню

Регион
кнопка меню закрыть

Закрыть

Регион

Напрягите шашечки: дешевое такси осталось в прошлом

Новый закон о локализации такси вызвал панику на рынке: эксперты ожидают роста цен и ухода значительной части бизнеса в тень.

Автор:

Новый закон о локализации такси вызвал панику на рынке: эксперты ожидают роста цен и ухода значительной части бизнеса в тень.

В мае 2025 года Государственная дума окончательно одобрила поправки в закон о пассажирских перевозках (ФЗ № 580 ФЗ). Новая редакция вводит строгие требования к локализации автомобилей, используемых в такси. Закон одобрен Советом Федерации и подписан Президентом страны, но до сих пор вызывает споры в бизнес-сообществе. Как утверждают эксперты, изменения приведут к уходу с рынка массы автомобилей, что неизбежно приведет к повышению цен на услуги оставшихся в работе такси. В сочетании с другими факторами - ростом цен на ГСМ, повышением стоимости авто из-за утилизационного сбора, уже сейчас можно сказать, что эпоха доступного такси для россиян остается в прошлом.

Подробности - в материале корреспондента The Moscow Post.

Официальная аргументация новых требований звучит патриотично: стимулировать отечественный автопром, снизить зависимость от импорта и поддержать локализованное производство. Инициаторы закона — депутат Госдумы Владимир Гутенев и сенатор Совета Федерации Андрей Кутепов — представляют проект как логичный шаг на пути импортозамещения.

В плюсе – только "АвтоВАЗ"?

Однако на деле изменения выгодны в первую очередь ПАО "АвтоВАЗ", значительная часть которого принадлежит госкорпорации "Ростех". "АвтоВАЗ" единственная компания, способная предложить массовые модели такси с уровнем локализации 3 200 баллов и выше — "Granta", "Vesta", "Aura". Учитывая это, многие считают, что изменения в закон о пассажирских перевозках могли быть пролоббированы по линии "Ростеха" в интересах российского автомобильного гиганта.

Другие машины, допущенные по специальным инвестиционным контрактам (СПИК) — модели Haval и BAIC — всё ещё редкость и часто находятся в регионах, где вводятся отсрочки: например, в Сибири и Калининградской области до марта 2028 года, а в Дальневосточном федеральном округе — до 2030 года.

Государство позиционирует решение как поддержку автопрома и региональных предприятий, однако рядовые автопарки и водители рассматривают закон как законодательную протекцию конкретного производителя. А отсюда недалеко и до монополизации рынка, что всегда негативно сказывается на качестве и стоимости услуг.

С учётом новой редакции закона, уже с марта 2026 года в федеральных регионах может остаться всего 20% автопарка, соответствующего требованиям по локализации. Остальные 80% придётся либо списать, либо заменить — и сделать это будет непросто и крайне затратно. Некоторым участникам рынка потребуется вложить в бизнес дополнительные миллиарды, чтобы продолжить работу. Многие будут вынуждены просто свернуть деятельность.

Итак, к работе допустят только те модели авто, что соответствуют уровню 3 200 баллов по балльной системе локализации. А именно - существенно локализованные отечественные автомобили: Lada Granta, Vesta, Aura, некоторые китайские модели: Haval Jolion, F7, BAIC U5 Plus, Kaiyi E5 — зарегистрированные по СПИК (специальные инвестконтракты).

Абсолютное большинство российских автопарков — а это порядка 80% — нуждаются в масштабном обновлении, оставшегося запасов не хватит для покрытия потребностей рынка. Это может привести к резкому дефициту автомобилей и росту цен, так как спрос останется высоким, а предложение сократится. Одновременно с этим у АвтоВАЗ другая проблема: продажи предприятия серьезно просели в 2024 и 2025 году, на складах остается множество нераспроданных машин - более 100 тыс. Принятые изменения могут привести к росту продаж локализованных автомобилей, но очевидно, что рыночным этот механизм не назовешь.

Самое же главное - как изменения скажутся на рядовых потребителях, пользующихся услугами такси. За последние два года цены на поездки уже значительно выросли. В 2024 году тарифы подскочили на 13–30% в зависимости от региона. По данным Аналитического центра Правительства, с начала 2024 года средний тариф поднялся на 13,8%, в то время как сами перевозчики оценивают рост в 30%. В Санкт-Петербурге, например, стоимость поездки выросла почти на 45%.

Средний чек в 2024 году достиг 522 рубля, что на 25% выше уровня конца 2023 года. Аналитики предупреждают, что в 2025 году тарифы могут увеличиться еще на треть, а то и до 50%. По словам представителей профсоюза "Таксист", в 2024 году накрутки в 50% уже имели место. Кроме того, тарифы растут из-за удорожания запчастей (до 40% для европейских машин, 15–20% — для китайских), роста лизинга и страховых взносов.

Что говорят эксперты

Игорь Балынин, доцент Финансового университета при Правительстве, предупреждает о росте цен на 7–19 % уже в ближайшие 12 месяцев. Он отмечает, что зависимость региона от сочетания спроса и предложения и изменчивость цен на запчасти, топливо и автомобили напрямую повлияют на конечные тарифы.

Олег Калманович, главный аналитик Neomarkets, советует пассажирам переходить на общественный транспорт и каршеринг, указывая на рост цен в часы пик до 1,5 раза и опасение "невыгодности" такси в ближайшем будущем.

Руководитель Центра компетенций форума "Такси" напоминает, что срок эксплуатации автомобиля в такси при пробеге 250–300 тыс. км. ограничен, а с учётом удорожания расходов ремонт поддержания возрастёт в геометрической прогрессии. Он согласен с мнением, что дешёвого такси больше не будет.

Другая проблема, отмеченная экспертами - отток водителей, который сегодня находится на уровне 30%. Участники рынка убеждены, что таксисты будут уходить в серый сектор, поскольку с ростом требований оформление машин становится сложнее. Другие уходят из такси из-за прочих законодательных ограничений - например, запрета на работу мигрантов в такси, введенного в ряде регионов.

В сухом остатке вырисовывается следующая картина - можно ожидать дефицита машин, резкого роста цен, ухода бизнеса в тень, и, как следствие, возможного снижения налоговых поступлений, поскольку последнее предполагает использование непрозрачных финансовых схем. А вот поможет ли эта мера отечественному автопрому - вопрос открытый. Если же посмотреть на ситуацию с АвтоВАЗом в ретроспективе - массивные меры государственной поддержки пока не принесли желаемого результата ни по качеству, ни по стоимости машин для потребителя.