Меню

Регион
кнопка меню закрыть

Закрыть

Регион

Легальные бездельники наших дней

Если верить соцопросам, большинство россиян выступают против налога на тунеядство. Как с принципиально не работающими гражданами поступали раньше?

Автор:

Если верить соцопросам, большинство россиян выступают против налога на тунеядство. Как с принципиально не работающими гражданами поступали раньше?

Россияне недолюбливают тунеядцев, но обременить их дополнительным налогом не желают. Такие выводы можно сделать из результатов недавнего телефонного опроса аналитического центра ВЦИОМ. Как оказалось, с давним утверждением "кто не работает, тот не ест" готовы поспорить 59% россиян. Правда, наши соотечественники всё же не одобряют людей, которые полностью здоровы, но работать не хотят по каким-то только им ясным причинам.

Социологи отметили характерную закономерность: чем старше россияне, тем больше они поддерживают идею введения специального налога в отношении принципиально не работающих земляков. Напротив, абсолютное большинство представителей поколения зумеров, рожденных позднее 2000 года, похоже, считают тунеядство священным правом любого свободного человека. Правда, если бы у опрошенных россиян всех возрастов была возможность жить и не работать, только 13% с радостью бы предались безделью. Зато подавляющее большинство наших соотечественников заявили, что работали бы в любом случае.

Понятно, что такое разделение не случайно. Всё дело в нашем цивилизационном коде. Работать всегда считалось естественным занятием для человека. Знаменитая фраза "Кто не работает, тот не ест" первый раз встречается в Новом Завете, причем её авторство приписывается апостолу Павлу. Оттуда это утверждение перекочевало в "Моральный кодекс строителя коммунизма", который был важной частью идеологии советского государства и описывал нравственные принципы, которыми должны были руководствоваться граждане. Фраза "Кто не работает, тот не ест" настолько органично вплелась в ткань культуры нашего народа, что даже попала в песню Владимира Высоцкого и кинокомедию "Операция "Ы" и другие приключения Шурика".

Не стоит ругать представителей молодого поколения. Большинство так называемых зумеров, судя по результатам опроса ВЦИОМ, прекрасно понимают важность труда. Они выступают категорически против введения налога на тунеядцев в силу своих специфических представлений о свободе человека. Да еще, пожалуй, в пику "старикам".

Между тем, в Советском Союзе не было никакого налога на тунеядство. Гражданами, длительное время нигде не трудоустроенными, занималась милиция. Самые серьезные гонения на них начался в 1961 году, когда Президиум Верховного Совета РСФСР выпустил указ "Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни". С этого времени каждого, кто не хотел трудиться, стали отправлять в ссылки, присуждая несколько лет исправительных работ. Кстати, обязанность трудиться была закреплена еще в "сталинской" Конституции СССР 1936 года. Статья 12 объявляла, что труд – это обязанность каждого дееспособного гражданина. Закон 1961 года только усилил эту норму.

Тунеядцем у нас мог стать каждый. Для этого было достаточно официально не работать больше четырех месяцев в году. Конечно, закон не распространялся на инвалидов и больных. Кроме того, тунеядцем не могли считать человека, призванного в армию, или поступившего в учебное заведение. Кроме того, тунеядкой не считалась женщина, воспитывающая малолетних детей.

Упорно отвиливавших от работы граждан искала милиция, их "сдавали" соседи и сотрудники жилконтор. Выявленный тунеядец получал предупреждение и ровно месяц на то, чтобы трудоустроиться. Если по истечению месячного срока гражданин не мог предъявить участковому справку с места работы, его отправляли на принудительные работы. К тому же, житель Москвы или Ленинграда рисковал пропиской: тунеядцев высылали в отдаленные регионы страны, насильственно устраивая на работу. В том случае, если органам правопорядка попадался тунеядец-рецидивист, то вместо ссылки и принудительных работ ему присуждали реальный срок.

Больнее всего закон о борьбе с тунеядством ударил по творческой интеллигенции. Дело в том, что членство в творческом союзе, которое, собственно, считалось работой, было не правом, а привилегией. Брали туда далеко не всех. Поэтому поэт Иосиф Бродский, которого не пустили в Союз писателей, был признан тунеядцем и отправился в ссылку.

Творческая молодежь 70-80-х годов была хитрее. Музыканты известных сегодня групп устраивалась на такую работу, которая не занимала много времени. Их прозвали "поколением дворников и сторожей". Так, Виктор Цой трудился в угольной котельной с народным названием "Камчатка". Пётр Мамонов был разнорабочим.

Наказание за отказ работать отменили только после распада СССР. Труд, в соответствии с Конституцией России, стал правом, а не обязанностью человека. Тем не менее, Основной закон, пожалуй, не запрещает взимать деньги с неработающих граждан. Только называть такие выплаты "налогом" нельзя. В союзной Белоруссии, к примеру, это "возмещение экономически обоснованных затрат на услуги, субсидируемые государством, со стороны не занятых в экономике лиц".

В постановлении белорусского Совета министров от 2019 года указан полный перечень услуг, субсидируемых государством, которые не занятые в экономике граждане должны оплачивать в полном объеме. Это горячее водоснабжение, теплоснабжение и газоснабжение (при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов). Правда, есть один важный нюанс. Полную стоимость этих услуг оплачивают только собственники и арендаторы жилья. Если в семье есть не занятый работой гражданин, который не является собственником жилой недвижимости либо ее части, коммунальные услуги начисляются по субсидируемым тарифам.

Логика такой формулировки безупречна. Действительно, субсидирование части трат на горячую воду, и теплоснабжение идёт за счет налогов, которые собирает государство. Если гражданин не работает и не занимается бизнесом, налогов он не платит. Так, может быть, ему стоит отказаться хотя бы от субсидированного тарифа на горячую воду?

В России лет десять назад многие политики предлагали пойти еще дальше. К примеру, государственная система здравоохранения бесплатно лечит, а школы – учат граждан. Понятно, что зарплату врачам в бюджетных клиниках, а также учителям в школах правительство выплачивает из госбюджета. В свою очередь, он наполняется за счет налогов. Конечно, граждане России имеют полное право не работать, не заниматься предпринимательством, и не платить налогов. Так почему бы таким субъектам не возместить государству и обществу часть социальных трат?

Тем более, что существование полных бездельников, по большей части, миф. Люди, избегая официального трудоустройства, и не регистрируя собственный бизнес, бодро получают доход. К примеру, от нелегальной сдачи в аренду недвижимости, не афишируемой работе в Сети, выполнении, к примеру, ремонтных работ. Налоги они, как правило, не платят. Так не проще ввести для таких "скрытых работников" специальные тарифы на коммунальные услуги, для компенсации выпадающих доходов государства?

Впрочем, власти Соединенных Штатов обошлись без подобного рода ухищрений. Там существуют так называемые налоговые агенты, цель и задача которых – выявить скрываемый от государства доход граждан. Логика простая: человек может формально бездельничать, но какие-то деньги на свой быт и питание они тратит. Если это не наследство от безвременного помершего дедушки, что легко доказать, значит, где-то гражданин эти средства зарабатывает. То есть, нормы американского законодательства призваны, в первую очередь, легализовать незаконно получаемый доход, с которого необходимо уплатить обычные налоги.

К сожалению, в нашей стране, с огромным "серым" рынком товаров и услуг, такой подход невозможен. Говоря проще, никто не позволит налоговикам брать налоги с нелегального бизнеса. Пусть даже во имя социальной справедливости…