банер
28 Сентября 2021
18+
Св. Эл № ФС 77-58429
Авторская колонка

Данная статья отражает исключительное мнение её автора.

И снова на арене…

Карнавальная политическая культура наступает на здравый смысл.

Ёршики на маршах несогласных в Москве, облитые кетчупом куры-гриль у русского посольства в Киеве, женские выкрики "вам никто не даст!" в лицо милицейским Белоруссии – карнавальная культура протеста вытесняет привычные прежде митинги в стиле одного оратора, выступающего при полной поддержке толпы на броневике у Финляндского вокзала, передает корреспондент The Moscow Post. Запрос на экстравагантных политиков появился в России не сегодня (дай Бог памяти – кажется, еще во времена "рабочего Шандыбина"), но, вопреки другим модным тенденциям, с годами так и не отходит в сторону.

В сторону отходят времена политических мастодонтов. В мире, пожалуй, уже и не отыскать политиков уровня Рузвельта, Черчилля, де Голля, Тэтчер, Рейгана, Шрёдера. Владимир Путин, наверное, остался в этом смысле последним из Могикан. Вполне возможно, что именно этим он не так интересен сегодняшней зеленой молодежи. Любой образ, который не укладывается в "ржачную" дергающуюся гифку кажется занудным и безнадёжным в своей замшелости – и совершенно индифферентно, что он там говорит.

Соцсети, Тик-Токи и Ютуб-каналы стирают грани между общественными слоями, и мало кто обращает внимание, что эта граница на самом деле стерта только в воображении. В телеграмм-каналах можно не следить за куртуазностью речи и не разводить дипломатический политес, а фотошоп сделает так, что картинка спикера и вовсе заменит содержание его речи. Байден войдет в историю тем, что чуть не свалился с трапа самолета, а Зеленского наверняка укажут в энциклопедии как мастера интересной игры на рояле.

Несколько лет назад показалось, что креативщики лидера страны предприняли было попытку сделать и российского Президента героем непрерывного представления: на эту мысль наводили истории о его полетах со стерхами и выуживании из моря антикварных ваз. Но этот период был недолгим и прекратился резко, даже не успев прикрыть дно копилки насмешек. Президент вновь вернулся в свой скромный костюм и привычную форму общения с народом путем прямого эфира. И это, пожалуй, единственный случай в современной политической культуре.

Во главе все большего и большего количества стран в президентские и премьер-министерские кресла все чаще приходят люди, прежде лишенные традиционных для представителей истеблишмента приятных манер, спокойного и хорошо поставленного голоса, галантности и даже классической мужской стрижки. Лицо политика на Западе – это лицо всклокоченного гримасничающего человека, хорошо работающего на крупный план. Он может быть одет во что угодно, ходить расхристанным, ступать расхлябанно и производить впечатление типа, который не совсем в себе, свидетельством чему могут служить в том числе и противоречивые записи в соцсетях. Такой разбалансированный образ, во-первых, придает персонажу свойскости, особенно важной во время предвыборной кампании, а во-вторых, создает задел для оправдания его самых спорных действий – что взять с этого чудака, явно не от мира сего!

Если же перевести взгляд от зарубежных политиков на взращенных у наших пенат соотечественников, то мы увидим представителей той же карнавальной культуры, но более бюджетной версии, или, если сказать грубее, версии для бедных. Разве что хамства будет побольше, а креатива же если не поменьше, то поглупее. Вот томский депутат, представитель Партии Роста Елена Ульянова объявила себя "Народным губернатором" и пытается управлять областью безо всяких на то полномочий то из Москвы, то с Гавайских островов, а потом и вовсе выпускает на НТВ художественный сериал о собственной жизни, включая мелодраматические надрывы об отношениях со всеми мужьями и историю прихода в политику через тернии иных соблазнов; то депутат Оренбурга Владимир Фролов решает общаться с коллегами через транспаранты в зале заседаний, и тем привлекает к себе внимание на целых два дня; то сенатор Виктор Кравченко объявляет конкурс на рецепт торта, продажа которого может принести бюджету миллиардные прибыли. Все это ярко, смешно и –  совершенно нелепо. Особенно сейчас, в период общей пост-ковидной растерянности.

Но абсолютно понятно, на кого это все рассчитано. Молодая поросль, еще только наблюдавшая с замиранием сердца такую милую своему возрасту белоленточную движуху 2010-2012 годов, сегодня уже хочет сама взять руль у поколения тех, кто это государство строил (впрочем, и разрушал, тут уж как кому удобнее думать). Навальный был первым, кто понял, что во главе угла набирающего силу электората стоит не логика и хотя бы первичные знания о государственном устройстве, а креатив, картинка, "движ". Недаром даже продюсеры сериалов сейчас ставят авторам задачу непременной частой смены картинки – один эпизод на экране не должен длиться дольше минуты, а лучше и того меньше, да и сами диалоги хорошо бы, если бы состояли из одних междометий.

Такова реальность, и можно сколь угодно долго говорить о том, что этот подход поверхностен; ваши рассуждения наскучат на все той же второй минуте. Таймер зрительского внимания заводится теперь на куда более короткий срок, и министр иностранных дел Игорь Лавров со своим знаменитым "Д,б!" куда больше запомнится молодым избирателям, чем Григорий Явлинский со своим многостраничным коммюнике против Навального.

Те из политиков, которые это понимают, сделали выводы. "Единая Россия" в преддверии предстоящих выборов запустила в нескольких регионах конкурс на идеи 30-секундных роликов, представляющих ту или иную политическую силу в "стримовом" формате. На уличную рекламу в стиле граффити и паркура сделали ставку активисты партии "Новые Люди". Несколько флешмобов с применением фонарей и любовной символики готовятся провести на улицах страны сторонники Навального.

И только старые добрые Бим и Бом в лице Владимира Жириновского и Генная Зюганова выступают на ковре со старыми номерами с омовением сапог в Индийском океане с последующей процедурой "взять все и поделить!".

Ну что ж, умеренная доля классики – непременный акцент любого большого представления.




Подписывайтесь на наши каналы ЯНДЕКС.ДЗЕН, ПУЛЬС, GOOGLE NEWS

  1. Первая полоса
  2. Политика
  3. В мире
  4. Экономика
  5. Культура
  6. Спорт
  7. Общество
  8. Авторская колонка
  1. О газете
  2. Рекламный отдел
  3. Скачать медиакит
Top.Mail.Ru Top.Mail.Ru LiveInternet