банер
26 Сентября 2021
18+
Св. Эл № ФС 77-58429
Политика

"Железка" на двоих

"Неудобные" вопросы для замминистра транспорта Владимира Токарева и бизнесмена Юрия Рейльяна.

Компании, некогда контролируемые экс-заместителем главы Минстроя Юрием Рейльяном и получавшие миллиардные подряды от РЖД, банкротятся одна за другой. При этом процесс запустился как раз после того, как из фирм ушел Рейльян и нынешний замминистра транспорта Владимир Токарев.

Как сообщает корреспондент The Moscow Post, под наблюдение попало ООО "Трансюжстрой-Механизированная колонна-105" (ТЮС-МК-105) - первая из трех белгородских структур компании "Спецтрансстрой", в отношении которых поданы иски о банкротстве. До 2019 года принадлежавший бывшему замглавы Минстроя РФ Юрию Рейльяну "Спецтрансстрой" получал многомиллиардные подряды от РЖД. В компании также трудился и нынешний замминистра транспорта, Владимир Токарев.

Банкротят ТЮС-МК-105 по требованию ВТБ: компания является поручителем по кредитам на 852 млн рублей, которые банк предоставлял вологодской "дочке" "Спецтрансстроя" - "Спецтрансстрой - мобильные строительные конструкции". В отношении последней открыто конкурсное производство.

Ввели конкурсное производство и в самом ООО "Спецтрансстрой", у которого образовался долг в 471,4 тысячу рублей перед столичным ООО "А-А инвест". Также суд рассматривает несколько заявлений о включении в реестр кредиторов от других компаний, в том числе - от "РЖДстроя", на подрядах с которой и "жировала" вся спецтрансстроевская "империя".

Стремительный крах последней начался после того, как из компании ушел Юрий Рейльян осенью 2019 года. Видимо, с собой он забрал и деньги компании - иначе почему фирмы, которые получали миллиарды из казны, сейчас банкротятся? Долг к ВТБ действительно можно считать относительно небольшим, ведь у "Спецтрансстроя" было заказов от монополии почти на 43 млрд рублей. Надо полагать, они просто "растворились"?

По-другому объяснить, почему при таком солидном портфеле подрядов от монополиста у компании убытков на 4,9 млрд рублей при выручке в 4,8 млрд, и мог ли иметь выгоду от работы с предприятием сам глава компании Олег Белозеров?

Связанные одними "рельсами"

Сведущие люди рассказывают, что господин Рейльян по-прежнему может иметь отношение к "Спецтрансстрою" - дескать, он передал дела "номиналу", чтобы лишний раз не фигурировать в скандалах.  Новым учредителем стал ранее никому неизвестный Роман Шленчак и подконтрольное ему же ООО "Вектор".

Сам "Вектор» имеет минимальный уставной капитал, одного сотрудника, нулевую выручку и откуда-то взявшуюся прибыль в 387 тысяч рублей. К тому же фирма была создана в мае 2019 года - всего за три месяца до вхождения в капитал "Спецтрансстроя".

При этом осенью 2019 года гендиректором последней стал Евгений Куманцев, который ранее трудился первым заместителем гендиректора "РЖДстрой". Благодаря связям с бывшего места работы Куманцев мог обеспечить фирме новые вливания от госмонополии?

Однако эта ситуация привлекла внимание СМИ, поэтому, наверно, вскоре управленцем стал Александр Сажин - тоже никому не известный ранее персонаж. Ходили пересуды, что де-факто фирмой по-прежнему "рулил" Куманцев. А значит, возможно и господин Рейльян?

В таком случае последний мог до последнего момента стоять за фирмой, которой руководил с 2016 года. Поговаривали, что успех на ниве госзаказов предприятию обеспечило тесное общение Рейльяна с тогдашним топ-менеджером "РЖДстрой", замгендиректора РЖД Олегом Тони. Якобы Тони мог добиваться таких конкурсных условий при розыгрыше контрактов, чтобы победителем мог стать только "Спецтрансстрой" и его структуры.

Иначе не объяснить, как компании без соответствующего опыта доверили строительства "Северного широтного хода", стоимостью аж 130,5 млрд рублей для перевозки углеводородов на севере России. Кажется, или топ-менеджеры монополии тогда строить хотели вовсе не дороги, а свой личный капитал? При этом денег все время не хватало, поэтому стоимость проекта неоднократно росла.

Скандалом обернулась реализация проекта Восточного полигона (БАМ-Транссиб), подрядчиком на котором была "дочка" "Спецтрансстроя". Тогда возникли проблемы с качеством и сроками выполнения работ, о чем подробно писал The Moscow Post.

Занимавшаяся проектом ООО "УК "ТЮС" сейчас сидит в "минусах": при выручке 4,5 млрд рублей имеет убытков на 1,8 млрд. Тоже весьма странные финансовые показатели для конторы, которая успела получить контрактов на 45 млрд, большинство из которых - от РЖД.

При этом доля "Спецтрансстроя" в фирме находится в залоге у "Лидерстрой", учредителем которой ранее был Артём Шевелов, а её предшественника, "Развитие", - Анатолий Антипов. Последний некогда являлся акционером "Трансстройбанка", совладельцем которого был Олег Тони. Похоже, вырисовывается целая бравая команда, которая могла "осваивать" миллиарды из госбюджета.

Ну а когда дело касается больших денег, обо всем остальном следить, видимо, не хватает сил. Поэтому "Спецтрансстрой" и ее структуры постоянно упрекают в ненадлежащем исполнении контрактов? Дело даже порой доходит до судебных разбирательств: согласно картотеке арбитражных дел, РЖД в прошлом году подали иск сперва на 826 млн рублей, а затем - на 737 млн по причине задержки исполнения госконтрактов. Ранее монополист уже добился взыскания с фирмы 26,4 млн рублей за просрочку по двум договорам стройподряда.

Ходили пересуды, что "Спецтрансстрой" под началом Рейльяна мог быть причастен к возможным хищениям при строительстве объектов российских железных дорог в Краснодарском крае. В прошлом году на Кубани возбудили уголовное дело в отношении главного инженера "СМТ-6", структуры "РЖДстроя". Специалист мог вступить в сговор с подрядчиками, принимая работы, которые по факту не выполнялись, чем, по версии правоохранителей, нанес ущерб в 1,5 млрд рублей, писал "Коммерсант".

Как утверждают авторы телеграм-канала "Коварная колея", якобы схема инкриминируемых хищений в "СМТ-6" уж очень сильно напоминала "схематозы", которые заметили в "Спецтрансстрое". И тут стоит вспомнить один момент: ходили слухи, что якобы господин Рейльян еще с 90-х мог иметь связи в околокриминальных кругах как раз-таки Краснодарского края.

Не случайный человек

Однако разговоры о "Спецтрансстрое" не обходятся без упоминания еще одной значимой фигуры - Владимира Токарева. По информации "Ведомостей", " с 2016 г. он был первым заместителем гендиректора компании "Спецтрансстрой", одного из крупнейших строительных подрядчиков РЖД. Эту должность он совмещал с должностью гендиректора УК "Трансюжстрой". Вот только, как утверждает "Версия", "биографии Владимира Токарева, размещенные на официальном сайте Минтранса, по какой-то причине не содержат информации о его работе в качестве генерального директора ООО УК "Трансюжстрой".  

Владимир Токарев, "с ноября 2018 года являлся заместителем министра транспорта", а с мая прошлого года - "руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор). То есть сейчас чиновник курирует отрасль, в которой ранее успел поработать.  

Что, сколько и на чем зарабатывает замминистра Токарев можно только предполагать. Однако интересную историю рассказали журналисты "Версии". По их мнению, "Возможно, заместитель главы Минтранса Владимир Токарев позволил супруге некоторое время находиться в браке, похожем на фиктивный, с Александром Ивановым. Вероятно, это было устроено с целью узаконить средства, полученные от деятельности компаний, аффилированных с Токаревым, которым он мог помогать административным ресурсом".

Как писала "Версия":"24 марта 2017 года неким Токаревым были приобретены 100% доли предприятия ООО "Туполев Эстейт" , основным видом деятельности которого является подготовка к продаже собственного недвижимого имущества, а выручка в 2019 году составила 6 млн 744 тысячи рублей. Предприятие действует и сейчас, руководителем является Роман Шевелев, а 100-процентным собственником – Ирина Токарева», полная тезка бывшей супруги замминистра.

Ну это все дела "околосемейные". Куда интересней история, в которой крупнейшие владельцы подвижного состава могли (и рискуют до сих пор), разориться.

Минтранс в 2019г. издал приказ об обязательном с 2021 года переводе российских вагонов на подшипники кассетного типа, который потребовал отменить тогдашний вице-премьер Дмитрий Козак. Если бы его оставили в силе, то владельцы подвижного состава должны были бы потратить 200-300 млрд рублей на переоборудование. Однако в свое время именно Токарев активно поддерживал эту инициативу:

"Перевод парка грузовых вагонов на подшипники кассетного типа поддержан Минпромторгом и Минтрансом, Росжелдором, Ространснадзором, владельцами инфраструктур, производителями подшипников, вагонов, колес, вагоноремонтными предприятиями, операторами, владеющими третью парка", - цитирует "Коммерсант" слова Токарева.

В подшипниковой истории мог быть заинтересован бывший депутат Госдумы и как рассказывают якобы хороший знакомый Дмитрий Савченко - его "Европейская подшипниковая корпорация" (ЕПК) контролирует половину рынка. Притом достоинства новых подшипников анализировали именно на примере "ЕПК-Бренко". Проводила проверку "дочка" РЖД, и проводила с нарушениями, как писал "Коммерсант". А ведь именно РЖД в паре с Минтрансом выступили "за" новые детали. Ранее об этой истории подробно рассказывал The Moscow Post.  

О необходимости данной меры спорят и по сей день, однако то, что в этом есть экономическая заинтересованность Савченко понятно.

Вопросов к бывшим владельцам и сотрудникам "Спецтрансстроя" накопилось много. Пока Владимир Токарев находится в "теплом" кресле замминистра, Юрий Рейльян, в свою очередь, наверное, считает возможным "почивать на лаврах" и как бы отойти от дел. Но ответить на эти "неудобные" вопросы, наверное, все же придется. Всему свое время.





Подписывайтесь на наши каналы ЯНДЕКС.ДЗЕН, ПУЛЬС, GOOGLE NEWS

  1. Первая полоса
  2. Политика
  3. В мире
  4. Экономика
  5. Культура
  6. Спорт
  7. Общество
  8. Авторская колонка
  1. О газете
  2. Рекламный отдел
  3. Скачать медиакит
Top.Mail.Ru Top.Mail.Ru LiveInternet