Олигарх Лисин затопит Балахну? | Виктор Данилов-Данильян, Владимир Лисин | Свежие новости The Moscow Post
21 Ноября 2019
18+
Св. Эл № ФС 77-58429
Политика

Олигарх Лисин "затопит" Балахну?

Сыр-бор, который разгорелся после прорыва дамбы в Красноярском крае и выступления известного ученого, директора Института водных проблем РАН Виктора Данилова-Данильяна, возможно, сможет объяснить некие тайные смыслы. Возможно ли ЧП на Горьковской плотине? И зачем нужно строить Нижегородский низконапорный узел и Чебоксарский гидроузел?

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится... Все, как всегда! И пока не прорвало "левую" дамбу в Красноярском крае, сопли и вопли сидели тихо.  Виктор Данилов -Данильян уверен, что авария на Горьковской плотине приведет к катастрофе гораздо более масштабной, чем прорыв дамбы в Красноярском крае. По мнению академика, авария может произойти, если в эксплуатацию не введут Нижегородский низконапорный узел и Чебоксарский гидроузел. По мнению ученого, без подпора на уровне 68 метров, нет никакой уверенности в том, что Горьковская плотина устойчива. 

Но есть и другие мнения: Нижегородский низконапорный узел и Чебоксарский гидроузел очень нужны большому бизнесу, в частности владельцу Волжского пароходства, олигарху Владимиру Лисину, поскольку известно, что Волга мелеет. И суда Волжского пароходства перевозят все меньше и меньше грузов. Этим летом в очереди на шлюзование на проблемном участке матушки Волги собирались до 70 судов. 

Но строительство Нижегородского низконапорного узла, как и достройка Чебоксарского гидроузла, это катастрофа для жителей Нижегородской области, поскольку многие территории могут запросто уйти под воду вместе с заповедниками, памятниками архитектуры, заброшенными мусорными полигонами. Но когда наших олигархов волновали заботы простых людей?

Обо всем этом пишет корреспондент The Moscow Post

Один из самых богатых людей России, олигарх Владимир Лисин

РусГидро: "В Багдаде все спокойно"

После заявления директора Института водных проблем РАН Виктора Данилова-Данильяна относительно возможного прорыва Горьковской плотины Нижегородской ГЭС, которое он сделал, выступая в Совете Федерации, компания "РусГидро" озвучила свою версию ситуации на ГЭС. Об этом пишет  "ЕврАзияДейли".

"...информация не соответствует действительности. Контроль за показателями состояния гидротехнических сооружений, природными и техногенными воздействиями осуществляется в строгом соответствии с нормативными документами и Декларацией безопасности гидротехнических сооружений".

Оказывается, на Нижегородской ГЭС действует информационно-диагностическая система мониторинга состояния гидротехнических сооружений. Эта система обрабатывает информацию, которую получает с помощью контрольно-измерительных приборов, визуальных осмотров и обследований. Она обеспечивает диагностику состояния всех сооружений ГЭС для контроля их безопасной эксплуатации. Состояние гидротехнических сооружений регулярно проверяет Ростехнадзор. Последняя проверка прошла несколько месяцев назад. 

Но кому же верить - академикам РАН или Ростехнадзору? 

Волга мелеет. Бизнес теряет миллиарды

На протяжении последних 50 лет на участке реки Волги между Нижним Новгородом и Городцом снижаются глубины судового хода. Дноуглубительные работы результатов не дали. И произошло это из-за просадки русла, вызванной сбросом в нижний бьеф Горьковской ГЭС.Городецкий участок, таким образом, стал основным проблемным местом средней Волги. 

В 2017 году был заключен государственный контракт на разработку проектной документации на строительство Нижегородского низконапорного гидроузла в два этапа. На первом этапе была разработана документация на строительство объектов подготовительного периода и реализацию мероприятий по инвентаризации земельных участков. На втором этапе была разработана документация на строительство основных объектов. 

В июне 2018 года Главгосэкспертиза выдала положительное заключение на основную часть проекта. 

Стройка может быть перенесена на 2025 год

В июне 2018 года Нижегородский гидроузел был включен в перечень крупных проектов с государственным участием.

Но вот прошло почти полтора года... Перекур явно затянулся. И непонятно, что будет дальше. 

Людей хоронят в воде

Сопротивление проекту вызвано проблемами города Балахны с подтоплением. Балахна расположена в пойме. И из 51 кв. км города сегодня 28 кв. км находятся в подтопленном состоянии. Уровень грунтовых вод -выше трех метров. При этом из-за недофинансирования состояние водопровода, канализации и дорог в муниципалитете отвратительное. Кладбище подтоплено. И людей уже хоронят фактически в воде!

В феврале 2019 года прошли общественные слушания, в ходе которых обсуждались последствия дополнительного подтопления. В Балахнинском районе отсутствует ливневка. И могут быть подтоплены еще 4 кладбища, 6 предприятий, коллекторы очистных сооружений, а также бывшая птицефабрика в селе Малое Козино. Птицефабрика была закрыта из-за вспышки туберкулеза. 

И после общественных слушаний количество претензий только увеличилось. По мнению экологов, реализация проекта нанесет урон природе Балахнинского района, поэтому необходимо рассмотреть альтернативные варианты для обеспечения судоходства по Волге.

Какие же? 

Напомним, проект строительства низконапорного гидроузла стал вновь актуален после того, как в октябре 2018 года Правительство РФ отказалось от подъема уровня воды в Чебоксарском водохранилище до отметки 68 м . Об этом писал "Коммерсант".

Директор Института водных проблем РАН  Виктор Данилов-Данильян

Но на этом несколько лет настаивало РусГидро, чтобы вывести Чебоксарскую ГЭС на проектную мощность. Ведь сегодня этот объект работает на 60% от установленной мощности. 

Низконапорный гидроузел должен быть построен к 2021 году. Но будет ли он построен? 

Лисин готовит 162 судна

Что любопытно в свете последних новостей? 

Судоходный дивизион UCL Holding Владимира Лисина готовит объединение Волжского и Северо-Западного пароходства. Объединение должно произойти на фундаменте первого. Объединенную компанию может возглавить Юрий Гильц, который является управляющим директором Северо-Западного пароходства. 

"Издалека долго течет река Волга"

Предполагается, что именно он будет назначен управляющим директором Волжского пароходства. Об этом подробно писали "Ведомости".

В UCL Holding заявили, что решение об объединении Волжского и Северо-Западного пароходств находится в стадии проработки. 

Но есть и более любопытные новости. Датская компания Jysk Stalindustri, подконтрольная Владимиру Лисину, подала в Еврокомиссию заявку на приобретение контроля в Volgo-Balt Transport Holding Ltd., который владеет несколькими ведущими речными пароходствами России. То есть, г-н Лисин демонстрирует, что он работает над созданием крупного водно-транспортного холдинга. Об этом сообщает "Эксперт". 

 Volgo-Balt Transport Holding Ltd (VBT), который зарегистрирован на острове Кипр, контролирует крупнейшие речные пароходства РФ, расположенные в европейской части страны. И прежде всего - Северо-Западное пароходство и Волжское пароходство. 

Владельцем 80% этих активов г-н Лисин стал несколько месяцев назад. А 20% голосующих акций VBT остались у ее прежних мажоритарных владельцев, в том числе у бывшего заместителя министра транспорта Виктора Олерского. Поскольку СЗП и ВП в совокупности перевозят по Волго-Балтийскому направлению более половины всех грузов речников, еще в начале февраля с.г. Jysk Stalindustri обратилась в Федеральную антимонопольную службу с просьбой одобрить эту сделку. ФАС решение не вынесла. Но, однако, это совсем не помешало Лисину начать создавать холдинг. 

Напомним, что 2018 году к Волжскому пароходству был присоединен "В. Ф. Танкер". Сегодня под управлением пароходства находится 200 судов. 

Вот поэтому г-ну Лисину нужно, чтобы строился  Нижегородский низконапорный гидроузел. На навигацию 2020 года г-н Лисин готовит 162 судна. 

Олигарху Лисину нужно, чтобы строился и Нижегородский низконапорный гидроузел, и Чебоксарский узел

Г-ну Лисину очень нужно расширение бассейна реки Волги.

Где деньги, Зин?

Заказчиком проекта выступает подведомственное Росморречфлоту Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей", проектировщик- ООО "Техтрансстрой". Но, похоже, эти два учреждения озабочены только получением "капусты". И ее "пилкой".

Напомним также, что этот спорный проект рассматривался еще в 2005 году. Но получил отрицательное заключение государственной экологической экспертизы. Все успокоились... А зря. Проект всплыл снова. И под водой могут оказаться более 800 мест обитаний редких видов животных, а также памятников природы. Это прямое нарушение ФЗ "О животном мире".

Но ООО "Техтрансстрой" и ФБУ "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" вряд ли будут обращать внимание на такие "пустяки".

Далее. Из-за затопления территорий промышленных свалок в Балахнинском районе жители рискуют получить в своих кранах смесь, содержащую токсичные веществ. 

В Балахнинском районе есть огромное количество опасных промышленных отходов, речь, в первую голову, про заброшенную свалку " Корунда". Еще есть Балахнинский полигон, который находится в IV категории устойчивости относительно карстовых провалов. И этот полигон в любой момент может завалиться в Волгу.

Но стадия проектирования второго этапа нижегородского гидроузла завершается. Об этом прессе сообщал еще начале лета глава Росморречфлота Юрий Цветков. 

Напомним, что Дмитрий Медведев обязал до 16 сентября утвердить проект второго этапа низконапорного гидроузла. 

Ранее правительство России также обязало Росморречфлот доосвоить выделенные на строительство плотины 286,9 млн. рублей до 25 декабря 2019 года. 

ФБУ "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" заказала компании "Техтрансстрой" проектирование второй очереди низконапорного гидроузла 31 мая 2017 года. Стоимость контракта 962,5 млн. руб. ООО"Техтрансстрой" обязался разработать и согласовать проект водохранилища в Главгосэкспертизе до 25 декабря 2018 года.

Однако сроки проектирования второго этапа гидроузла были сорваны именно подрядчиком ООО" Техтрансстрой". В связи с этим заказчи работ ФБУ" Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" выставило  ООО  неустойку в размере 41 млн. рублей.

В картотеке дел Арбитражного суда Москвы находится иск от ООО "Техтрансстрой" к ФБУ "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей". Компания просит взыскать с ФБУ 67,8 млн. рублей. 

По данным Kartoteka.ru, ООО "Техтрансстрой" зарегистрировано в Самаре в 2006 году. 100% принадлежат генеральному директору Виктору Морозову. 

Компания Морозова - исполнитель 49 государственных контрактов на более, чем 5 млрд. рублей.

Но так и напрашивается версия о попытке продвинуть проект. Почему-то до сегодняшнего дня ни Данилов-Данильян, ни господа из Росморречфлота не интересовались  безопасностью жителей Балахны.

Таким образом, объекты низконапорного гидроузла проектируются в два этапа. Согласно техническому заданию, проектировщик должен учесть строительство элементов инженерной защиты в Балахне и Нижнем Новгороде, организовать водоохранную зону, оценить зону подтопления, определить перечень недвижимости и коммуникаций, подлежащих сносу. 

Научный совет РАН" Водные ресурсы суши" тем временем подтвердил, что экологическое состояние в Балахне неблагополучное. И должно быть решено, какой гидротехнический проект и в какие сроки будет реализован.

Проблемы обостряются

Проблемы судоходства по Волге меж тем обостряются. Пассажирские и грузовые суда сутками не могут пройти участок у Городца из-за низкого уровня воды. 

Владимир Лисин  ждет, когда проект  в Нижегородской  губернии  будет  реализован

Участок с малыми глубинами от Городца до Нижнего Новгорода насчитывает 54 км. И это расстояние суда преодолевают несколько суток. Отрасль, как уже говорилось выше, несет миллиардные убытки.

Из последних новостей следует, что контракт на строительство гидроузла планируется заключить в августе 2020 года. На все работы потребуется 5 лет. Но по оценке аналитического центра при Правительстве РФ есть вероятность сдвига проекта на 2025 год. 

Более того, на недавнем совещании в Правительстве РФ министр транспорта Евгений Дитрих предлагал заморозить проект. 43,5 млрд. рублей Минтранс перекинет на другие проекты.

Но тогда судоходные компании продолжат нести убытки.

В этом, 2019 году, с третьей декады мая в Городце возникли огромные очереди на шлюзование. В иные дни в очереди  стояли  до 70 судов. При прохождении участка Городец-Нижний Новгород судовладельцы вынуждены недогружать флот в среднем на 35%. Но даже в этом случае грузовые суда могут пройти только в отдельные дни в течение трех часов.

По расчетам Государственного университета морского и речного флота им. Адмирала Макарова, из-за инфраструктурных ограничений грузопоток через Городецкий гидроузел упал по сравнению с 2005 годом вдвое, до 5 млн. тонн. При той загрузке, которую обеспечивают глубины, флот эксплуатировать неэффективно. 

Но если решить проблему малых глубин, то на реку может быть переключено 60 млн. тонн грузов. И грузопоток через Городецкий гидроузел к 2030 году может достичь 21,5 млн. тонн.

Вот почему господину Лисину так нужен Нижегородский низконапорный гидроузел, даже если половина Балахны уйдет под воду.



Читайте The Moscow Post на Яндекс-Дзен

  1. Первая полоса
  2. Политика
  3. В мире
  4. Экономика
  5. Культура
  6. Спорт
  7. Происшествия
  8. Общество
  9. Авторская колонка


  10. О газете
  11. Рекламный отдел
  12. Скачать медиакит
Top.Mail.Ru
Rambler's Top100