банер
22 Сентября 2021
18+
Св. Эл № ФС 77-58429
В мире

Почем "зелень" для Европы

Экологические реформы хотят провести за счет России?

Греф и Чубайс "поднимают волну"

Строго говоря, ВТО призвана содействовать свободной торговле, снижению тарифов и защите конкуренции. Но организация не защитила Россию от санкций, других напастей в экономических связях с Западом. А в чем-то и помогла. Организация, принимая Россию в свой состав, не давала обещаний помогать российской экономике. Говорят, что ВТО даже предлагала ограничить производство в РФ "слишком дешевой" гидроэнергии, которая успешно конкурирует с европейской, сообщает корреспондент The Moscow Post.

Переговорщик от РФ по вступлению в ВТО Максим Медведков объяснял западным партнерам, что так сложилось ввиду наличия "очень больших сибирских рек". Сегодня это звучит нелепо, особенно в условиях перехода Европы к "экономике без выбросов двуокиси углерода" к 2050 году.

Буревестник экономического развала 1990-х Анатолий Чубайс утверждает, этот "зеленый переход" Евросоюза грозит России потерей до 9% ВВП. Не сразу, но грозит. Менее известный реформатор Герман Греф, успешно оседлавший "Сбербанк", тоже не скупится на прогнозы. По его оценкам, в случае успешного продвижения сценария европейской углеродной нейтральности, россиян к 2035 году ожидает падение доходов на 14%. Суммарные потери бюджета РФ могут составить 5 трлн. рублей.

По подсчетам "Сбербанка", потери ВВП могут составить 4,4%, а реальные доходы населения сократятся на 9%. Это, если ничего не делать, добавил глава "Сбера". О том, "что делать" он умолчал, но призвал к "ESG-трансформации". Это когда банки кредитуют инвесторов с учетом экологических, социальных и управленческих стандартов, меняют направления денежных потоков за счет недофинансирования "вредных производств". Банкирам положено просчитывать риски, делать деньги, повышая при этом свою известность.

Пьедестал для Урсулы

Повысить известность решила и председатель Еврокомиссии, убежденная феминистка и мать семерых детей г-жа Урсула фон дер Ляйен тоже. В декабре 2019 г.  Евросоюз по инициативе Европейской комиссии одобрил так называемую "Зелёную сделку". В 2021 году, г-жа фон дер Ляйен возглавила наступление "на пользователей" атмосферы и предложила снизить к 2030 году выбросы СО2 на 55% от уровня 1990 года (сегодня этот показатель у ЕС составляет 76%). Она сама, как говорят, придумала название плана - Fit for 55 (Готов к 55). В документе предлагается установить порог по выбросам парниковых газов, производить 40% энергии к 2030 году из возобновляемых источников. Пока этот показатель составляет около 10%, но в 2020 году на проекты (ВИЭ) пришлась основная часть новых генерирующих мощностей. Доля ВИЭ в электроснабжении выросла до 40%.

Еврокомиссия огласила свои предложения в июле 2021 года, оценив их годовую стоимость, как сообщается, в 260 млрд. евро. Похожие шаги предприняли Вашингтон и Лондон. Джо Байден назвал свою программу скромно: "Американский план создания рабочих мест". Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон предложил "План из десяти пунктов для зеленой промышленной революции".

План Fit for 55, говорят наблюдатели, "ничего не будет значить для стран за пределами "брюссельского пузыря". Другие отмечают, что и в самой Европе план многим не подходит. На заседании Европейского совета в мае лидеры Словении, Латвии, Польши и Люксембурга заявили о несогласии с предложением распространить на транспорт и здания торговлю квотами на выбросы. Финляндия обещала сформулировать позицию по каждому из тринадцати законодательных предложений "Fit for 55" осенью, когда парламентарии вернутся из отпуска.

Внутри "брюссельского пузыря"

Пока, финское министерство по делам Европы обратило внимание на сектор морских перевозок. Внешняя торговля Финляндии на 80% зависит от судоходства. При этом в торговле квотами на выбросы, надо учитывать судоходство зимой. При стоимости квоты на выбросы в 50 евро за тонну СО2, морские перевозки к 2026 году подорожают для Суоми на 300 миллионов евро в год. Союз автомобильной промышленности заявил, что производство полностью электрических автомобилей будет в 1,5–1,6 раза дороже авто с двигателями внутреннего сгорания. Компания Finnair заявила о рисках повышения цен на авиабилеты.

Ассоциация лесной промышленности Финляндии отметила отсутствие в документе упоминания лесной биоэкономики. В перечне видов сырья для производства биоэтанола может не оказаться отходов лесопильного производства.

В Варшаве климатическая политика может стать проблемой внутренней политики. Уголь обеспечивает около 40% потребностей Польши в отоплении, а шахтеры все еще остаются политической силой. Вызывают также вопросы планы остановки к 2035 году 32 ядерных реактора во Франции, Германии, Испании и Бельгии. Они дают электроэнергию без CO2, их установленная мощность составляет почти 32 ГВт. Чехия и Венгрия потребовали классифицировать ядерную энергетику как безвредную для окружающей среды. 

В "зеленой экономике" могут исчезнуть некоторые привычные рабочие места. Не избежать и роста цен на автомобильное топливо, авиаперелеты и коммунальные услуги. Это создает угрозу позициям политических партий. Нельзя исключать протестов по типу акций "желтых жилетов". Правительствам европейских государств еще предстоит проработать детали новой климатической программы, пишет "Financial Times". План почти совсем не обсуждался за пределами брюссельских кабинетов. Франс Тиммерманс, заместитель Фон дер Ляйен, заявил, что если "зеленая сделка" не будет воспринята, как справедливая, то ее просто не будет! Наконец, он сказал, что достигнуть "углеродной нейтральности" к 2050 году даже в пределах Европы будет "чертовски тяжело".

"Мы не можем позволить брюссельским бюрократам оседлать бедных людей и бедные страны ценой борьбы с изменением климата", - предупредил Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии. Выходит, что Греф и Чубайс бегут впереди "евро-климатического паровоза"? Даже если их опасения в чем-то обоснованы, зачем ставить Россию в положение "жертвы", подсчитывающей убытки даже без проведения переговоров?

Дьявол в деталях

Таким политикам, как бывший министр обороны, освоившей, между прочим, и специальность врача-гинеколога, палец в рот не клади! Считается, что Урсула фон дер Ляйен решила превратить свое ведомство из политической подпорки региональной экономической интеграции в инструмент геополитического влияния.

Из всех законопроектов программы "Готов к 55" выделяется механизм трансграничного углеродного регулирования. Эта идея предусматривает импортные сборы на ввезенные в страны ЕС продукты, в зависимости от их углеродного следа. В рамках первого трехлетнего этапа реализации ТУР, сборами будет облагаться импортная сталь (в том числе трубы и рельсы), цемент, удобрения и алюминий. Платить таможенные пошлины компании начнут только с 2026 года.

Вводя такой механизм, Евросоюз будет защищать своих производителей, поскольку ввиду ужесточения регулирования внутри ЕС вырастут расходы местных компаний. Они будут обязаны платить сборы за углеродный след от собственной продукции. ЕС намерен уравнять их конкурентные позиции с производителями из стран с менее жестким регулированием. Как и кем будет определяться степень "жесткости регулирования" пока непонятно. Пока европейские компании получают льготы, освобождающие их от покупки квот на выбросы. Но по мере введения механизма ТУР местные производители будут лишены этих привилегий. Механизм ТУР, по задумке его конструкторов, также может побуждать партнеров ЕС снижать "углеродный след" экспортной продукции, сокращая выбросы.

Сохранится и действующая система торговли квотами на выбросы CO2 (ETS), которая с 2005 года устанавливает максимальный ежегодный объем выбросов. Теи не менее, "до климатической нейтральности еще далеко, консенсус в отношении этой цели не должен скрывать, что реальные конфликты уже бушуют под одеялом зеленой эйфории", - отметила газета Tagesspiegel. 

Конкуренция и неравенство

По идее, внедрение мер "Fit for 55" затруднит перенос производств из Европы в другие страны с менее жестким экологическим регулированием. Примечательно в этой связи, что Китай, главный объект для инвестиций европейских компаний, в 2020 году добавил почти 30 гигаватт генерирующих мощностей на угле. В Индии около 60 ГВт таких мощностей строится. На регион Юго-Восточной Азия от Индонезии до Таиланда, от Вьетнама до Китая приходится более половины мирового спроса на энергоресурсы. Все крупнейшие экономики региона пока продолжают полагаться на уголь.

Европа и США тратят миллиарды на сокращение выбросов, а страны Азии их увеличивают. Они повторяют путь, который европейцы и американцы, отвечающие сегодня за треть глобальных выбросов СО2, уже прошли. Но разрыв в уровнях потребления энергии на душу населения сохраняется. Индиец потребляет одну десятую энергии, потребляемой американцем.

По сути, именно индустриальная революция, идеология общества потребления, продвигаемые Западом, нанесли главную долю урона окружающей среде. Теперь, западное коммерческо-экологическое лобби ищет инструменты влияния, чтобы сохранить комфортную среду обитания, прежде всего для себя.

"Озеленить" военные бюджеты

Проблема изменения климата стала вопросом большой политики. "Страны-локомотивы" предлагаемой "зеленой трансформации" избегают давать оценки стоимости всего мега-проекта. По оценкам, "Сбербанка" в планетарных масштабах "углеродная нейтральность" обойдется примерно в 140 трлн. долларов. При наличии таких средств для "озеленения" атмосферы две трети мирового энергопотребления к 2050 году можно будет обеспечить за счет ВИЭ, полагает Герман Греф.

Для сравнения, в текущем 2021 году расходы на оборону всех стран мира превысят 2 трлн. долларов. Эта та область, где даже самые небогатые и небольшие государства деньги не экономят, бюджеты не оптимизируют, отдают последнее. К примеру, в 2020 году самая небогатая из европейских стран Украина потратила на военные цели около 6 млрд. долларов. Самая "безопасная" Швейцария расходовала по статье "Безопасность" 7 млрд долларов. Самая "уязвимая" Америка тратит во сто крат больше!

Пентагон, например, является крупнейшим загрязнителем в мире и США всегда настаивали на том, чтобы освободить военных от любых соглашений по климату. При этом, один бомбардировщик "B-52" потребляет за один час столько топлива, сколько средний автомобиль потребляет за семь лет. Надо бы посчитать показатели хотя бы для одной авианосной группы ВМС США.

Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI) оценивает долю военных расходов в мировом ВВП в 2,4%. Эти расходы растут, в 2019 году они составляли 2,2% глобального ВВП. По расходам на оборону страны "сообщества демократий", включающего Евросоюз, США, Канаду, а также Японию и Австралию, финансируют более половины "глобального военного бюджета". Они же отвечают примерно за треть глобальных объемов эмиссии СО2.

"Зеленый переход", если использовать оценки "Сбербанка", потребует мобилизации двух и более "глобальных военных бюджетов" ежегодно в ближайшие 30 лет. Для коллективного Запада взять на себя половину инвестиций в климатические проекты (согласно его доли в глобальных военных расходах) было бы справедливо. Реально ли это? Тем временем, Россия предложила Евросоюзу разъяснить принципы формирования "климатических" таможенных пошлин на импорт в ЕС отдельных категорий товаров. Об этом заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.





Подписывайтесь на наши каналы ЯНДЕКС.ДЗЕН, ПУЛЬС, GOOGLE NEWS

  1. Первая полоса
  2. Политика
  3. В мире
  4. Экономика
  5. Культура
  6. Спорт
  7. Общество
  8. Авторская колонка
  1. О газете
  2. Рекламный отдел
  3. Скачать медиакит
Top.Mail.Ru Top.Mail.Ru LiveInternet