Moscow-Post RSS
18 Декабря 2018
18+

"Ростех" перешел черту?

"Ростех" избавился от еще одного убыточного предприятия. Сколько еще компаний "потопит" "Ростех", прежде чем им заинтересуются соответствующие структуры?

"Ростех" перешел черту?

Сегодня стало известно, о продаже "Ростехом" 60% акций научно-производственного объединения (НПО) "Молния", сообщает корреспондент The Moscow Post .

Новым владельцем контрольного пакета проблемного предприятия станет концерн "Калашников". Концерн получит компанию с непогашенным долгом в 160 611 161,63 рублей и "мертвым" проектом "Буран", который принес компании всего два контракта на обслуживание их "детища" на ВДНХ.

Эта сделка – попытка спасти предприятия, от неминуемого банкротства, куда оно катится не первый год. Сумма сделки пока не названа, но уже высказываются предположения, что она будет поддержана государством. Почему "Ростех" не смог поднять с колен предприятие и сколько еще компанию будут сброшены со "счетов" компании?

"Прачечные" "Ростеха"?

Госкомпания и ее глава Сергей Чемезов часто светятся на страницах различных газет в связи с коррупционными скандалами. Силовики то и дело наведываются в компании, так или иначе связанными с "Ростехом". Может быть и сам "Ростех" замешен в этих махинациях и от того не может найти средства на восстановление стратегически важных производств?

Так, например, разгорелся громкий скандал с "Московским конструкторским бюро "Компас" (МКБ "Компас"), которое подконтрольно "Ростеху". Там во время бухгалтерских проверок было обнаружено хищение в размере 2.5 млрд руб! Сама госкомпания проходила как пострадавшая сторона. Правда даже при таком закладе дело "замяли" – результаты экспертизы были признаны "недопустимыми и не имеющими юридической силы". Так, по крайней мере, посчитал начальник следственной части ГСУ ГУ МВД России по Москве Игорь Яковлев.

Однако есть следственные материалы и показания свидетелей, один из которых – главбух "Компаса" Зинаиды Шмаковой. По версии следствия схема по "уводу" денег выглядела следующим образом. При указании сумм по государственным контрактам были завышены цены как на оборудование, так и на проводимые работы. Заказчиком был "Коипас", а поставщиком – ОАО "Промпоставка".

По делу были арестованы экс-гендиректор МКБ "Компас" Мурад Сафин и экс-глава "Промпоставки" Руслан Сулейманов. Однако сам "Ростех" и его глава остался "весь в белом". При этом сохранив свой контроль над "Компасом", который попал в реестр недобросовестных поставщиков. Удивительно, что скандал разгорелся в далеком 2016, а в реестр компанию внесли лишь в этом году. Неужели заступничество вышестоящей компании так велико?

Еще одна "карманная" компания Чемезова – Уралвагонзавод. И с ним связан, пожалуй, самый позорный прокол, а "имя" этого прокола R1 (Russia One). R1 – амбициозный проект трамвая будущего, которого в свое время активно пиарил один известный блогер и которым восхищался Дмитрий Медведев. Планировалось, что в 2016 году начнется серийной производство, а к ЧМ-18 по футболу футуристические трамваи появятся на улицах города.

Воплотить мечты в реальность должна была "дочка" УВЗ – "Уралтрансмаш". Но R1 так и остался мечтами и фантазиями. Проект был закрыт по нескольким причинам – трамвай оказался не пригодным для российских реалий, не соответствовал требованию безопасности и главное, не была разработана ходовая часть! То есть за все время разработки и потраченные бюджетные средства по сути создали только красивую обертку? Также по заявлению специалистов у R1 возникли бы серьезные проблемы с ремонтом из-за отсутствия запчастей. Это что, значит он создан не из отечественных деталей?

Косвенно это подтвердил директор по особым поручениям "Ростех" Василий Бровко: " совершенно непонятно, как заказывать запчасти и сколько придется их (детали – примечание редакции) ждать", - сказал он журналистам, комментируя причину закрытия проекта. То есть государственные средства пошли просто на сборку "пустышки" из забугорных деталей?

К слову сказать разработка по разным оценкам могла стоить от 20 до 50 млн руб! Может такая разница в оценках зависит от того, сколько осталось в карманах, принимающих участие в проекте? И ведь никто за это никакой ответственности не понес!

Единственный образец R1

Судьба самого УВЗ, так же как и скандального проекта, – не завидная. В 2016 году компания находилась на грани банкротства из-за долгов перед кредиторами, основными из которых были Альфа-банк и Сбербанк. Общая сумма долга превысила 276 млрд рублей.

В связи с этим с предприятия с позором выгнали экс-директора Олега Сиенко, позвали "Ростех", а долг рефинансировали за государственный счет. При этом "Ростех" не поспешил расстаться с таким убыточным активом, как от Бурана", еще бы, ведь у УВЗ куда более прибыльные контракты. И именно это в свое время смутило специалистов, как у компании, обеспеченной заказами, оказался такой долг? Некоторые даже высказывали предположение, что УВЗ банкротили как раз под "Ростех". Но это совеем другая история.

Как распорядился Чемезов новой "игрушкой" – не прошло и месяца, а УВЗ покупает "Курганмашзавода", убытки которого за год возросли на 450%! При этом УВЗ продолжала получать дотации от государства. Что не сильно улучшило положение дел. Вся ситуация с УВЗ напоминает попытку наполнить решето водой.

Деньги не пахнут?

У Сергея Чемезова есть одна удивительная черта – он может делать деньги из чего угодно, даже из мусора! Тема экологии и последние события, связанные с подмосковными свалками – это прекрасная возможность для "Ростеха" и его "дочек". Ведь госкомпания давно научилась "осваивать" государственные программы на обработку мусора.

Чемезов давно поглядывал в сторону свалок Подмосковья и там, где другие чувствовали лишь вонь, дальновидные Сергей Викторович чуял запах денег. В частности в 2017 году вместе с губернатором Воробьевым "написали письмо президенту, в котором предложили собирать своеобразную дать с подмосковных предприятий (в виде налогов) на строительство мусороперерабатывающих заводов".

Поговаривают, что губернатор и глава "Ростеха" что-то не поделили в этом проекте. Высказывались даже предположения, что инцидент на полигоне "Ядрово" был спровоцирован, чтобы Воробьев стал сговорчивей.

Говорят, что под "мусорные" амбиции Чемезова был запущен проект "Чистая страна". В строительство заводов планируется вложить 243 млрд руб. в 2017–2025 гг., и уже 5 млрд поступят из бюджетов регионов в виде налоговых льгот.

И тут была развернута целая сеть компаний. Во главе проекта стоит акционерное общество "Национальный Экологический Оператор" (НЭО), 25% который принадлежит "Ростеху", остальные по слухам через подставные компании так же контролирует госкомпания. А под регионы созданы компании с походим названием только с прибавкой РТ (видимо от "Ростех") и указанием региона. При этом не смотря на прибыльность региональных компаний, НЭО демонстрирует убытки, что в прочем, видимо, свойственно, компаниям, подконтрольным "Ростеху".

Еще в прошлом году говорили, что за строительство мусороперерабатывающих заводов возьмется также подконтрольная "Ростеху" ООО "РТ-инвет". Что интересно в этой компании Чемезова принадлежит четверть – 25%, а 74,99 % - ООО "Царицын капитал". Эта компания через своего генерального директора имеет очень интересные связи, например, с АО "Рт-Инвест". То, что компания – теска – это не совпадение, она стала преемницей ООО "РТ-инвет" после ее реструктуризации в связи с плачевным финансовым состоянием.

Удивительно, но куда не "ткни" везде банкротства. Куда же деваются средства, выделенные на строительство?

Это что же получается, Чемезов со своей компанией – это просто какой-то царь Мидас наоборот? Миллионы и даже миллиарды бюджетных денег уходят на непригодные трамваи, спасение заводов, которые должны быть прибыльными, в компании, которые банкротятся чаще, чем синоптики правильно предсказывают погоду.

В "дочках" "Ростеха" то и дело проходят обыски, аресты, заводятся дела, но до самого "Ростеха" и его главы дело не доходят. Неужели Сергей Викторович не видит, что происходит в подконтрольных ему компаниях? Может быть, он просто не хочет видеть? В любом случае Чемезова вряд ли можно назвать эффективным менеджером. А вот отделается ли он отставкой или сроком, покажет время.

Читайте The Moscow Post на Яндекс-Дзен

Первая полоса Политика В мире Экономика Культура Спорт Происшествия Общество Авторская колонка

О газете Рекламный отдел
The Moscow Post — ежедневная информационно-аналитическая газета
18+ Сетевое издание The Moscow Post © Любое копирование, в т.ч. отдельных частей текстов или изображений, публикация и републикация, перепечатка или любое другое распространение информации, в какой бы форме и каким бы техническим способом оно не осуществлялось, строго запрещается без предварительного письменного согласия со стороны редакции. Допускается цитирование материалов сайта без получения предварительного согласия, с обязательной прямой, открытой для поисковых систем гиперссылкой на сайт (с указанием названия «Сетевое издание The Moscow Post») не ниже, чем во втором абзаце текста, либо сразу после заимствованного материала, при нажатии на которое осуществляется переход на сайт http://www.moscow-post.com
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика